|
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ
Спектакли
ХАМЛЕТ, ДАТСКИЙ ПРИНЦ Кукольный трагифарс в 2-х актах для взрослых зрителей Режиссер Дмитрий Лохов
Дмитрий Лохов, Светлана Логинова
НОМИНАНТЫ "Золотой Маски"
Елена Николаева - работа художника
Светлана Михайлова - работа актёра
Максим Эль - работа актёра
Дмитрий Лохов - работа режиссера
Режиссер - постановщик - Дмитрий Лохов
Художник - постановщик - Елена Николаева
Музыкальное оформление - Виктор Хабаров
Артисты: Михаил Логинов, Олег Шиняев, Светлана Михайлова, Максим Эль, Ростислав Киселев, Александр Чуркин, Роман Шиняев, Нина Туманова, Вера Никитинская, Валентина Родькина.
"Мир - театр", "человек - актер, маска", "мир - балаган", "человек - кукла", "кукла - актер" и т.д., и т.д. - эти образы и мотивы постоянно возникают в истории мировой культуры. Они присутствуют в творчестве серьезнейших людей - философов, писателей, художников … Однако нам захотелось поговорить обо всем этом несерьезно, поговорить языком традиционного кукольного театра. Пусть сами куклы, "куклы - актеры", помучаются этими глобальными проблемами. Мы сочинили для них пьесу по мотивам знаменитого сюжета о датском принце. Известно, что куклы любят прикидываться людьми, дразнить людей, исполнять пьесы из репертуара "человеческого" театра. Им нравится страдать, любить, ненавидеть, "рвать страсти в клочья", плести интриги, жить и эффектно умирать на сцене. Поэтому мы выбрали жанр, который, как нам показалось, близок папье-машовым артистам и кукольному балагану в целом - так называемую "трагедию грома и крови". К тому же этот жанр оказался вполне в духе нашего времени, а куклы, как известно, обожают высказываться "на злобу дня". Итак, "трагедию грома и крови" играют куклы, играют старательно и всерьез, страдают и умирают, как настоящие живые актеры. Правда, делают это они по-своему, поэтому серьезное часто превращается в смешное, высокое становится низким, а трагедия оборачивается фарсом…
_____________________________________
Из интервью с основным создателем спектакля
Дмитрием Лоховым
- У этого спектакля довольно редкий жанр - "кукольный трагифарс". Почему? И не слишком ли это сложно для театра кукол?
- Трагикомедия, трагифарс - это вообще мой любимый жанр, потому что в жизни всё переплетено - и трагедия, и комедия, как всегда. И здесь мы всё решили отдать куклам - ну, условно, конечно, потому что играют-то актеры… Как сами куклы сыграли бы спектакль о жизни и смерти, о самих себе, об осознании себя куклой в чьих-то руках? Эти темы - они не часто в традиционном театре кукол возникают, потому что считается, что кукла может не выдержать таких страстей. "Хамлет" - такая попытка попробовать… Мы, кстати, пытаемся опровергать в этом спектакле и другие законы - что кукла вообще не может выдержать длинного монолога, длинных диалогов серьезных… Этот спектакль экспериментальный в каком-то смысле и для нашего театра, и вообще…
- Но почему именно "Гамлет"? И вы позволили себе так вольно обойтись с Шекспиром… Камня на камне не оставили. Публику это не шокировало?
-Шокировало кого-то… Но "Хамлет" - это же не "Гамлет"! Он имеет очень опосредованное отношение к Шекспиру. Мы взяли за основу сюжет "Гамлета", но даже и его переделали полностью. Если бы это был Шекспир, тогда и спрос был бы иной…
"Хамлет" - это совсем, совсем другое. У нас в спектакле даже есть момент, когда Шекспир переворачивается в гробу оттого, что происходит. Дело в том, что в спектакле постоянно идет мотив балагана, кукольного балагана. Балаган - это явление мировой культуры, которое вбирает в себя разные вещи, оно эклектично, там всё перемешано, вывернуто, и он очень резок, очень груб иногда. Но это культура, это законы культуры, которые не всегда и не всеми могут быть приняты, не всем могут быть близки. Но это не значит, что их нельзя касаться …
- То есть, сюжетные переделки "Гамлета" связаны с природой кукольного балагана?
- Да, и с природой куклы как таковой. Ну, можно попытаться сыграть полностью, или пусть даже с сокращениями, этот серьезный текст шекспировского "Гамлета". Можно попытаться так сделать, но сама природа куклы этого не позволит. Это будет, может быть, скучно очень, и всё. Тут есть один момент… Когда зритель приходит на "Гамлета" в драматический театр, он соответственно настроен, он готов к испытаниям серьезностью. А театр кукол все равно настраивает на другое. Он всегда считался этаким развлекательным жанром, видом театра, и в этом трудно переубедить зрителя, особенно того, который приходит сюда в первый раз. Он всегда ожидает некоего развлечения. И, мне кажется, это нормально и хорошо, когда театр не обманывает. Он развлекает, но, развлекая, вводит в глубины культуры, философии, в размышления о жизни и смерти, об "окукливании" человека и так далее. Но он не делает это серьезно, он делает это через иронию, играя, шутя…
-Почему?
-Потому что природа театра кукол такова. Хотя я знаю, что в его истории были и существуют серьезные спектакли, но всё равно, кукла - она так или иначе пародия на человека, пародия в высоком смысле слова - не обязательно только ёрничество, только издевательство над человеком. Но это маленькая модель человека, как и театр - модель мира. Кукла всё делает по-своему, она по-своему существует, живет… Иногда неуклюже, но в этой неуклюжести есть своя прелесть, потому что мы как бы наблюдаем всё это со стороны, мы смеемся над собой, мы иронизируем. В то же время в этом спектакле, скажем, есть попытка привести зрителей к тому, что - "а ведь это и есть наша жизнь".
На главную страницу раздела
|
|