история

спектакли

статьи


АСТРАХАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

История

История Астраханского драматического театра насчитывает почти двести лет.

Театральные представления в Астрахани начались еще в XVIII в. Это были любительские и полупрофессиональные постановки. Датой рождения Астраханского драматического театра официально считают 12 декабря 1810 г. В этот день впервые был поднят его занавес. Есть письменное свидетельство действительного статского советника Л. А. Кожевникова, в котором он сообщал министру полиции: "Честь имею почтеннейше донести, что в здешней губернии, в губернском городе Астрахани, один только театр существует с декабря 1810 года".: В течение первых восьми лет театр содержал подпоручик Андрей Грузинов. Свои представления труппа давала в одном из помещений каменного дома купца С. Е. Токарева.

Труппа Грузинова заложила прекрасные традиции деятельности Астраханского театра. Он сразу стал центром культурной жизни города, его полюбили, к нему было привлечено внимание всех слоев населения: от местного дворянства, купечества, образованного сословия до мелких чиновников, мастеровых, служанок, учащихся старших классов, приказчиков. Преобладала публика из "простых", о чем сообщал астраханский губернатор: городской театр "усердно посещается всеми классами, но большинство посетителей принадлежит к "низшему слою общества".

Театр повлиял на всю культуру города, в первые годы его деятельности обращает на себя внимание Иван Викентьевич Добровольский, возглавивший в театре А. Грузинова музыкальную часть. Это был талантливый музыкант, дирижер, преподаватель музыки, изобретатель новых музыкальных инструментов, издатель первого в России музыкального журнала под названием "Азиатский музыкальный журнал", выходивший в Астрахани в 1816-1818 гг. Одним из первых он занимался собиранием музыкального творчества народов нашей страны. По его инициативе театр ставил не только драматические, но и оперные спектакли. Это начинание нашло свое продолжение в дальнейшей истории театра.

Помимо спектаклей для обычной публики одним из видов деятельности молодого театра стала благотворительность. В 1810-1815 гг. актеры сыграли значительное число спектаклей в пользу бедных, погорельцев, инвалидов губернии Московского патриотического общества.

В семь из них вложил свои собственные средства А. Грузинов (полторы тысячи рублей), прося губернатора считать "вложенные им деньги как пожертвования".

Городские власти в XIX в. смотрели на театр как на весьма доходное дело и содействовали его организации. Он, как и другие общественные увеселения, становился частью официального "культурного строительства, городского благоустройства". На театральное дело жертвовали немалые суммы как члены администрации, так и местное купечество.

В 1821 г. театр, изрядно обветшавший к этому времени, существенно перестраивается его новым владельцем - купцом из армян ГС. Углевым.

Благотворительность стала традицией. В начале XX в., как и почти сто лет назад, актеры, по свидельству рапорта астраханского полицмейстера, только в январе-феврале 1902 г. играли свои спектакли в пользу "детских приютов и Благотворительного общества", участвовали в концертах "в пользу недостаточным студентам астраханцам Импера юрского С.-Петербургского Университета", "в пользу общежития для беднейших учениц при двуклассной школе" и т. д.

В 1877 г. крупный астраханский рыбопромышленник Н. Н. Плотников объявил общественному управлению о своем намерении построить за свой счет каменный зимний театр. Автором проекта был городскои архитектор Фольрат, наблюдение за строительством осуществлял Макаров, 1 октября 1883 г. состоялось освящение и открытие нового. здания, петербургская газета "Театральный мирок" в январе 1884 г. писала: "Астраханский театр принадлежит бесспорно к числу лучших театров провинции. Обширный партер, три яруса лож, балконы и галерея дают сборы по обыкновенным ценам 1050 рублей. Здание каменное, отделка нельзя сказать чтобы была роскошная, но и не дурная, вместе с тем. Сцена довольно обширная, уборные большие, светлые комнаты, заменяющие во время репетиций фойе. Освещается театр электричеством по системе Эдисона маленькими лампочками, коридоры широкие - воздуха вполне достаточно".

В этом здании Астраханский драматический театр работает по сей день. Здание объявлено архитектурной ценностью.

Большое значение для горожан имел театральный репертуар. Астраханский театр, несмотря на жесткость цензуры, постоянно обращал свое внимание прежде всего на драматургию, отвечавшую передовым взглядам своего времени.

В первые сезоны зрители увидели трагедии Я. Княжнина, В. Озерова, М. Крюковского и других. С середины XIX в. и по сей день Астраханский театр ставил и ставит русскую и зарубежную классику: Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Толстого, Л. Толстого, А. Островского, А. Чехова, У Шекспира, К. Гольдони, Лопе де Вега, В. Гюго, Ф. Шиллера, Э. Ростана, А. Дюма-сына, А. Миллера, Т. Уильямса…

Самой активной частью публики в XIX в. были люди образованные, видевшие в театре великую кафедру, "с которой можно много сказать миру добра". На театр смотрели как на вторую школу, как на своего рода университет. Он становится популярной темой астраханской печати. В мае 1863 г. газета "Волга" призывала обратить на театр серьезное внимание, "как на одно из самых действительных средств, способствующих развитию гражданственности в наших городах". Образованная публика старалась оказать влияние как на репертуар театра, так и на восприятие публикой его постановок.

Большой интерес в 60-х гг. вызывали статьи ГИ. Тетюшиновой, вышедшей из образованных слоев астраханского купечества. Она находилась под большим влиянием идей Добролюбова, Писарева, Чернышевского. Ее статьи и рецензии отличались смелостью суждений, социальной направленностью, оригинальностью оценок. В одной из статей Г. И Тетюшинова дала высокую оценку труппе Астраханского театра: "Нам так приятно видеть на нашей сцене лучших пьес наших авторов и мы должны сознаться, что многим обязаны содержательнице театра г-же Новиковой и ее даровитой семье, давшей нам столько светлых минут, столько разумного наслаждения. Да и остальных актеров нашей труппы нельзя упрекнуть в недобросовестности, так что мы вправе поставить наш театр наряду с лучшими провинциальными театрами России…" (газета "Волга", 1862 г.).

Астраханская публика и критика, не воспринимая низкопробные по содержанию, далекие от реальной жизни репертуарные пьесы драмтеатра, справедливо ставила вопрос о необходимости постановки спектаклей, близких по духу зрителю. В газете "Астраханский справочный листок" за 31 декабря 1870 г. читаем: "Не лучше ли ставить русские, из недавно прошедшего быта пьесы, а с нашей жизнью мы так мало знакомы. А разве мало у нас таких пьес! Есть вполне русские и вполне художественные. Возьмем Фонвизина "Недоросль", Грибоедова "Горе от ума", Гоголя "Ревизор", "Женитьба", все пьесы Островского, Сухово-Кобылина и т. д.".

Во второй половине XIX в. велико было влияние идей революционных демократов. Теперь от театра ждали правды в изображении российской действительности, объяснения жизненных явлений и четкого определения зла и лжи в них. Такие взгляды на театральное искусство импонировали всем слоям зрителей, особенно молодежи. Д. А. Писарев, по выражению В. Г Короленко, был для молодых россиян "как серенада под окном душной монастырской кельи". Н. Г Чернышевский владел умами многих своих современников. Оказавшись в астраханской ссылке, Николай Гаврилович проявил интерес к местному театру. В одном из писем к Ольге Сократовне он писал, что "решительно примкнул к театральному миру". Среди его близких знакомых были распорядитель музыкально-драматической труппы ГМ. Ковров, его жена, актриса Брянская, Н. Медведев и другие местные театральные и музыкальные деятели. В числе немногих посетителей квартиры Чернышевского были приезжие столичные артисты. В расходной тетради О. С. Чернышевской 11 июня 1884 г, отмечено: "Приезд Писарева и Андреева-Бурлака". Оба актера - и Андреев-Бурлак, и М. Писарев - пользовались большой любовью у публики. В Астрахань они приехали с труппою Первого товарищества московских драматических артистов.

М. Писарев использовал свою поездку не только для игры в театре, но и для встречи с Н. Г Чернышевским. Знакомы они были еще с Петербурга - оба бывали в доме Н. А. Некрасова. В этот приезд М. Писарев привез Чернышевскому экземпляр брюссельского издания "Дополнений и примечаний к основаниям политической экономии Милля". Через Писарева редакция журнала "Русская мысль" предлагала Чернышевскому сотрудничество. Об Андрееве-Бурлаке вспоминает друг семьи Чернышевских С. Б. Суркиасова-Артемьева; "Бывал и знаменитый артист Андреев-Бурлак, певший народные песни", В тех же воспоминаниях читаем: "Единственный раз был Николай Гаврилович в театре в приезд армянского трагика Адамяна. В нашу ложу в антракт пришли артисты и увели Николая Гавриловича за кулисы. Ему сделали овацию, он переходил из одних объятий в другие".

Развитие театрального дела в Астрахани в XIX в. шло стремительно. Уже в 1870-х гг. в Астрахани было четыре театра - один зимний и три летних. Летом публика могла посещать драму, оперу, оперетту и балет. Антрепризу в них держали известные в России антрепренеры. Среди них - П. М. Медведев - один из лучших антрепренеров в провинции, прекрасный актер, режиссер, театральный и общественный деятель. Впервые он появился в Астрахани летом 1859 г. молодым актером в труппе Е. И. Новикова, затем в 1876 г. антрепренером двух трупп - драматической и оперной. В "Астраханском справочном листке" 29 июля 1876 г. рецензент писал: "С первого года своей здесь антрепризы г. Медведев употребил все зависящие от него меры, чтобы сделать наш летний театр местом действительно настоящего театра в лучшем смысле этого слова, и думаю, что все мы помним тот многозамечательный сезон, когда у нас в Астрахани с прекрасной драматической труппой впервые раздалась музыка русских опер… г. Медведев, говоря без преувеличения, считается одним из лучших антрепренеров в провинции… мы должны быть глубоко благодарны г. Медведеву за то, что он, рискуя впасть в непоправимые расходы, познакомил нас… с лучшими музыкальными произведениями русских и иностранных композиторов". В составе драматической труппы были лучшие российские актеры: М. П. Писарев, П. А. Стрепетова, М. Т. Иванов-Козельский, А. М. Максимов, С. В. Шумский и другие.

Когда в 1883 г. отстроили новое здание театра, первую антрепризу согласился держать П. М. Медведев, сформировав три прекрасные труппы: драматическую, оперную и опереточную. 2 октября 1883 г. театр открылся комической оперой Одрана "Красное солнышко". Газеты сообщали: "Публика неистовствовала, впрочем, как и весь сезон".

В отличие от многих антрепренеров- предпринимателей, в массе своей весьма невежественных, видевших в театре лишь одну цель - прибыль, П. М. Медведев ставил перед своим театром серьезные художественные задачи. Он содействовал постановке русской классической драматургии и русской классической оперы, уделяя большое внимание постановочной части, созданию художественного ансамбля. Много сделал он для формирования таланта разных актеров русской сцены. Под его руководством начал свой творческий путь М. Т. Иванов-Козельский - выдающийся трагик, которого называли "вторым Мочаловым".

В самом конце XIX в. в театре работала труппа под руководством выдающегося деятеля театрального искусства - режиссера, актера, педагога Н. И. Собольщикова-Самарина. Страстный сторонник реалистического искусства, он стремился к созданию художественно значительных спектаклей, умел добиваться актерского ансамбля, был мастером в постановке массовых сцен. О нем можно сказать его же словами: он был хозяином "только в интересах искусства".

Из доклада полицмейстера известно, что "состав труппы - 24 человека…, артисты получали от 25 руб. до 600". Основу репертуара составляли русская и зарубежная классика, лучшие современные пьесы. К открытию сезона Н. И. Соболыциков-Самарин выбрал пьесу А. Островского и С. Гедеонова "Василиса Мелентьева". Для ее постановки требовалось особое разрешение местной администрации, т. к. в ней есть персонажи, принадлежащие к царской фамилии, исполнять которых могли только хорошие актеры. Такое разрешение было получено. Н. И. Собольщиков-Самарин играл роль Ивана Грозного, две лучших актрисы труппы - О. В, Орди-Светлова и Ю. И. Журавлева - царицу Анну и Василису.

"Нелегко сделать выбор головной пьесы сезона, - писал рецензент в "Астраханском листке" 28 сентября 1899 г., - и г. Собольщиков поступил очень тактично, что не мудрствуя лукаво, остановился на этой драме, доступной пониманию всех слоев публики и, вместе с тем, остающейся новинкой, дающей отменный материал для артистических эффектов. Пьеса еще удобна и тем, что позволяет широко высказать свои сценические данные одновременно пяти исполнителям. Центральными фигурами спектакля оказались, бесспорно, г. Собольщиков… и г-жа Журавлева. Обоих исполнителей мы видели впервые".

Астраханцам были показаны "Без вины виноватые" (А. Островский), "Горе от ума" (А. Грибоедов), "Дети Ванюшина" (С. Найденов), "Дядя Ваня" (А. Чехов), "Идиот" (Ф. Достоевский), "Закат" (А. Сумбатов), "Счастливцы" (В. Немирович-Данченко), "Отелло" (У Шекспир), "Орленок" (Э. Ростан), "Уриэль Акоста" (К. Туцков), "Коварство и любовь" (Ф. Шиллер) и другие.

Среди других антрепренеров самыми интересными были П. И. Новиков, Н. Н. Соловцов, С. А. Соколов, П. П. Струйский.

Городские власти и театральная цензура следили за благонадежностью репертуара. "Ежегодное возобновление театральных представлений как и открытие подписки на годовые ложи и кресла, могло быть возможным лишь после получения разрешения губернатора".

В канцелярию губернатора постоянно поступали сведения о деятельности театра. В этих донесениях шла речь о репертуаре, об актерском составе, о величине жалования артистам, о размере общей выручки за спектакли и прочее. В одном из своих запросов от 13 ноября 1902 г. губернатор требовал от астраханского полицмейстера следующее: "В сведениях, доставленных от 4 сентября, 28 и 29 ноября сего года за №№ 2005, 2506, 2507, 3094, и 3106 о игравших в 1902 г. труппах не имеется следующих сведений:

1. Какое жалование получали артисты трупп, игравших в Астрахани в 1902 г.

2. С какого и по какое число играли труппы: Компанеец, Товарищество армянских драматических артистов и Орленева и сколько последнею уплачено за помещение.

3. Совсем не доставлено сведений о труппе Медведева.

Вследствие сего предлагаю доставить мне означенные сведения немедленно и не позже 25 ноября. Относительно же труппы Медведева донести следующее:

1. С какого числа открыты ею представления.

2. Из какого числа артистов состоит труппа Медведева.

3. Какое артисты получают жалованье и

4. Что имеет быть уплачено за помещение театра.

За свою долгую историю театр переживал разные периоды - от высокого творческого взлета до резкого упадка. Но он никогда надолго не отстранялся от демократических идеалов и стремления к яркому сценическому искусству, поэтому в его репертуаре в конце ХIХ-начале XX в. основными стали революционные идеалы. В 1905 г. был показан спектакль "Вильгельм Телль" по пьесе Ф. Шиллера. Публика восприняла спектакль как художественную аналогию революционной борьбе в России и была им крайне возбуждена. В Астраханском вестнике" 1 июля 1905 г. рецензент обратил внимание, что "публика временами была не в состоянии сдерживаться, разражалась аплодисментами…". В результате цензура запретила спектакль к повторному показу. Революционные настроения публики в 1905 г. были столь велики, что в театре разбрасывались листовки, а публика пела "Марсельезу".

В отдельные сезоны в Астрахани работали не только русские труппы. Летом 1902 г. астраханский полицмейстер в своем рапорте губернатору сообщал о гастролях труппы Товарищества армянских драматических артистов. Осенью того же года в канцелярию губернатора поступили сведения о гастролях Товарищества Русско-Малорусской труппы. В ноябре 1902 г. в Главное управление по делам печати был доставлен документ, удостоверяющий о том, что во время летнего сезона в Астрахани играли: "1. Товарищество Киевских немецких опереточно-драматических артистов под управлением одесского мещанина Адольфа Григориева Компанееца… 4. Казанско-Саратовская опера под дирекцией крестьянина Московской губернии Николая Иванова Самарина (по сцене Соболыцикова-Самарина)… 6, Харьковское товарищество русско-малорусских драматических и опереточных артистов под управлением Григория Мошкова Цвернера (по сцене Левченко) и Дмитрия Ермолаева Скрипачева (по сцене Скрипченко).

С самого начала становления театра в Астрахани ему везло на хороших актеров. На его сцене в разные годы XIX в. играли такие известные таланты, как Соколовский, Н. И. Новиков, его жена Е. П. Новикова, их дочь Наталья (по мужу Степанова). Местные газеты сохранили в памяти астраханских театралов имена актеров Рябова, СВ. Шумского, П. М. Медведева, оперной певицы Бобровой. Не зря среди столичных актеров бытовало мнение: если завоюешь успех в Астрахани, значит, он действительно заслуженный, поэтому в Астрахани всегда было много выдающихся гастролеров. Были сезоны, когда астраханцы пребывали в полной растерянности от наплыва звезд театрального искусства и трудности выбора: "куда идти, кого слушать и смотреть: Новикова, Арто с Падилла и Шеленгом, Адамяна, Андреева-Бурлака с Писаревым и компанией, Ермолову…".

М. Н. Ермолова в письме из Астрахани сообщала: "Относительно театра могу сказать, что Астрахань завоевана. Первые спектакли были небольшие сборы, а теперь уже пошли по тысяче рублей, чего еще не бывало здесь. Восторгам несть конца. Цветы и даже поднесли медальон с бриллиантами,..".

На сценах зимних и летних театров астраханцы видели выдающихся русских и зарубежных актеров: А. Олдриджа, П. Адамяна, братьев Адсльгейм, Г Федотову, М. Савину, В. Давыдова, В. Комиссаржевскую, М. Дальского, П. Орленева, М. Собинова, Ф. Шаляпина и других.

Особенное значение имели гастроли П. Н. Орленева. Это был один из величайших русских актеров, снискавший славу и за пределами России в ролях царя Федора ("Царь Федор Иоаннович", А. Толстой) и Освальда ("Привидения", Г Ибсен). В начале XX в. он несколько раз гастролировал в Астрахани. Его приезд в 1920-1921 гг. способствовал развитию вкуса к высокохудожественному искусству у новой астраханской публики. Он сыграл Раскольникова, Дмитрия Карамазова, царя Федора и Освальда, выступал в рабочих клубах, играл с самодеятельными актерами. Для астраханской труппы общение с ним было прекрасной художественной школой.

В тяжелые годы революции и гражданской войны в течение трех месяцев в помещении театра располагался госпиталь. Труппа обслуживала фронт.

После революции 1917 г. астраханский театр, подобно всем театрам России, становится государственным.

В годы советской власти театр не имел права самостоятельно определять свой репертуар, его утверждал отдел по делам искусств. Спектакли принимались специальной комиссией Главного Управления по контролю за зрелищами и репертуаром. В акте о приемах спектаклей была графа о том, что "изменения в постановке настоящего спектакля могут быть произведены только с согласия ГУРКа (или местных организаций). Акт о приеме спектакля являлся "разрешительным удостоверением для публичного показа спектакля в данном театре".

Основы режиссуры в астраханском театре начала XX в. заложил А. И. Канин, служивший в нем в 1916 г и в начале 20-х. Поклонник рус-ской драматургии, он осуществил ряд интересных постановок, лучшей среди которых была "Мещане" по пьесе М. Горького.

У истоков театра этого времени стоял М. А. Бецкий. Приехав в Астрахань в 1917 г., он становится вскоре одним из самых любимых актеров у астраханской публики. Одновременно он занимался режиссурой и педагогической работой, руководил театральной студией для талантливой рабочей молодежи. В ней занималось около восьмидесяти человек. Студийцы готовила спектакли, выступали с ними перед рабочими, красноармейцами. Первый спектакль - "Пролетарий" - был поставлен в 1918 г.

В 20-х гг., помимо классики, драмтеатр ставит молодую советскую драматургию. На его сцене идут "Виринея" Л. Вейфуллиной, "Шторм" В. Билль-Белоцерковского, "Мандат" Н. Эрдмана, "Огненный мост" Б. Ромашова, "Человек с портфелем" А. Файко, "Любовь Яровая" К. Тренева.

В театре работала сильная труппа, часть актеров которой были удостоены звания Заслуженного артиста РСФСР (В. С. Зотов, П. Г Максимов, П. Д. Муромцев). Вся деятельность театра соответствовала духу времени. Он являлся активным пропагандистом новой социальной системы. В его репертуаре были пьесы, прославлявшие труд советских людей. На его сцене ставились А. Афиногенов, А. Арбузов, Н. Погодин, Вл. Маяковский и другие современные драматурги, а также М. Лермонтов, Л. Толстой, У Шекспир, Ф. Шиллер и другие классики. В 1940 г. театр впервые осуществил постановку "Кремлевских курантов" Н. Погодина. Роль В. И. Ленина сыграл М. М. Головин.

Репертуар периода великой Отечественной воины отражал мужество и героизм советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. В эти годы шли спектакли на патриотические темы: "Полководец Суворов" (И. В. Бахтерев и А. В. Разумовский), "Фельдмаршал Кутузов" (В. А. Соловьев), шли пьесы К. Симонова, А. Корнейчука, Л. Леонова. В них страстно и публицистически сильно звучала тема подвига советских людей.

Обслуживали актеры и фронт. В фонд обороны было дано свыше 2400 концертных выступлений и 94 спектакля. За активное обслуживание воинов Советской армии театр получил Почетную грамоту и благодарность от командования Сталинградского фронта.

Велико было значение театра в культурной жизни города и области в послевоенные годы. Режиссером, который сумел передать в сценических образах атмосферу того романтического времени, была Заслуженный деятель искусств России Л. С. Самборская, руководившая творческим коллективом театра в 1949-1951 гг. С ее участием колоссальным успехом пользовались "Горе от ума", "Гроза", "Варвары", "Анна Каренина", "Хождение по мукам", "Пушкин", "Мачеха", "Отелло". Л. С. Самборская собрала прекрасную талантливую труппу, многие актеры из которой именно за игру на астраханской сцене получили звание Заслуженный артист России.

Лучшие традиции коллектива продолжили в 50-70-х гг. режиссеры М. М. Ваховский, удостоенный впоследствии звания Заслуженного деятеля искусств России, Ю. В. Юровский, А. А. Образцов, которому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России в пору его творчества на сцене Астраханского театра и другие.

В августе 1958 г. состоялись гастроли драмтеатра в Москве. Были показаны пять спектаклей: среди них "Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский), "Последние" (М. Горький), "Горячее сердце" (А. Островский). Режиссером этих спектаклей был заслуженный деятель искусств М. М. Ваховский.

В 1969 г. драмтеатр участвовал в Фестивале болгарской драматургии в нашей стране и занял одно из первых мест, показав спектакль "Первый удар" о Г Дмитрове. Его режиссером был заслуженный деятель искусств А. А. Образцов.

Репертуар 50-70-х гг. свидетельствует о том, что творческому коллективу свойственно осознание своей сопричастности всему происходившему в стране. На его сцене постоянно идут пьесы лучших советских драматургов: Н. Погодина, Вс. Вишневского, В. Лавренева, А. Афиногенова, К. Симонова, А. Арбузова, Л. Штейна, А, Салынского, В. Розова, С. Алешина, Г Бокарева, А. Вампилова, М. Шатрова.

Постановки пьес этих драматургов позволили театру показать на своей сцене самые разнообразные стороны жизни нашего народа, обратиться к самым насущным и волнующим проблемам современности. Выезжал Астраханский театр и за пределы области. Ему аплодировали зрители Украины, Грузии, Казахстана, Туркмении, рабочие Тольятти, строители КАМАЗа, жители Элисты, Ижевска и других городов и районов страны.

Одной из традиций театра стала постановка пьес местных авторов о прошлом и настоящем Астраханского края и самой Астрахани. Об историческом прошлом повествовали пьесы астраханского журналиста и театрального деятеля В. Булычевского "Ты взойди, солнце красное" (из истории восстания Степана Разина), "Раскаленное лето" (о событиях в Астрахани в 1919 г.); об астраханских тружениках "У нас на взморье" (автор - артист драмтеатра Н. Куличенко), "Татьянин день" (В. Булычевский) - обе пьесы об астраханских рыбаках; "Костры надежд" (С. Калашников) - о геологах, разведчиках недр Астраханской области и первых разработках газового комплекса в Аксарайске.

Большой творческий подъем театр пережил в середине 70-х гг., когда его художественным руководителем стала заслуженный деятель искусств Грузии Н. Р. Эшба. Поставленные ею спектакли "Дон Карлос" (Ф. Шиллер), "Снегурочка" (А. Островский), "Лесная песня" (Л. Украинка), "Энергичные люди" (В. Шукшин) вписали одну из самых ярких страниц в творческую жизнь драмтеатра и культуру города. Они вошли в золотой фонд театрального искусства Астрахани. О спектакле "Дон Карлос" московский критик В. Иванов писал в журнале "Театр": "Темпераментно воплотив трагическое и героическое начала пьесы, театр еще раз дока-зал обязательность активной и напряженной режиссерской мысли. Активной не в тяготении к внешним деформациям пьесы, но в энергичном и бесстрашном постижении ее нравственных и философских глубин. Режиссер Н. Эшба… утверждает сегодняшнюю эстетическую идейную значимость творчества немецкого драматурга". На фестивале немецкой драматургии в нашей стране этот спектакль, был отмечен Почетным дипломом, дипломами были награждены работы Н. Е Эшбы, художника В. В. Меликишвили и актрисы С. Дбар за роль королевы Елизаветы.

Лучшими спектаклями в 80-х годах были "Жестокие игры" и "Ричард III" в постановке молодого режиссера Ю. Александрова, "Леди Макбет Мценского уезда" режиссера В. А. Волкоморова.

В эти годы шли также спектакли по пьесам А. Дударева ("Порог"), В. Мережко ("Я-женщина"), Л. Разумовской ("Сад без земли"), К. Симонова ("Дым отечества") и другие.

Во второй половине 80-х и начале 90-х гг. в течение семи лет здание театра пережило капитальный ремонт и некоторую реконструкцию. Это были тяжелые годы для актерского состава. Но коллектив выжил, сохранив свой творческий потенциал, и с новой энергией начал свою работу в обновленном помещении. Его художественный руководитель, заслуженный артист России Н. А. Ширяев, увлек театр на путь современных сценических поисков.

За свою долгую историю Астрахань дала стране много талантливых актеров. Общенародную любовь снискали И. А. Любезнов. Л. В. Целиковская, Л. В. Свердлин, Э. Виторган, В. Меньшов, Б. Невзоров, В. Стеклов.

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры