|
НОРИЛЬСКИЙ ЗАПОЛЯРНЫЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ ВЛ. МАЯКОВСКОГО
![](../../../images/template/clear.gif) Статьи
"НЕЗДЕШНИЕ ВЕЧЕРА"
Гастроли Норильского Заполярного театра драмы
Беру кусок жизни, грубой и бедной,
и творю из него сладостную легенду,
ибо я - поэт.
Ф. Сологуб
Норильчан, вызжающих "на материк", встречающие часто называют "замороженными". Есть в этом оттенок иронии: застывшие, мол, холодные. Но судя по эмблеме Заполярного театра драмы, древнегреческий бог Аполлон неплохо сохранился на вечной мерзлоте, даже помолодел, освоив новое для себя занятие - коньки. Хорошая спортивная форма "предводителя муз" символизирует, по-видимому, активность творческого поиска, бодрость и свежесть чувств, легкость скольжения "по белу свету" (театр гастролировал в Твери, Москве, Санкт-Петербурге, Магадане, Женеве, Лозанне) и стремление подняться над повседневной суетой.
Встреча с красноярским зрителем после почти одиннадцатилетней разлуки, безусловно, волнительный момент в жизни театра. Много воды утекло в Енисее и Норилке, многое изменилось. К лучшему или к худшему - судить зрителям, а поэтому столь полномасштабные гастроли (с 28 июня по 21 июля в помещении театра им. А.С. Пушкина будут показаны 9 спектаклей) - это творческий отчет и "повод для самопроверки", как говорит нынешний художественный руководитель и главный режиссер, Народный артист России А. М. Зыков. Конечно, "своя публика" знает, любит и поэтому "многое прощает", но красноярская публика тоже знакома с постановками этого режиссера, высоко их оценила: "Самоубийца" Н. Эрдмана, "Как Иван Чонкин самолет сторожил" Ю. Кима, В. Войновича, "Чума на оба ваши дома" Гр. Горина и др. На краевых фестивалях спектакли Норильского театра драмы неизменно собирают главные призы, а в нынешнем году отмечен и А. М. Зыков как "лучший режиссер". Своим учителем он считает А. В. Эфроса, а эстетическим идеалом - театр А. Я. Таирова. Отсюда удивительное сочетание "моцартовской ясности" и таировской синтетичности сценического языка, мышления. Театр, по убеждению главного режиссера, не должен стремиться к натуралистическому подражанию действительности, не должен соревноваться в этом с кино. Творческий поиск на сцене идет в другом направлении. Важнейшее значение имеет оценка изображаемого, воплощенная и в художественном, и в музыкальном оформлении, и, безусловно, в актерской игре.
Поэтому А. М. Зыков охотно приглашает к сотрудничеству талантливых коллег из Санкт-Петербурга и Москвы: художника М. Мокрова, создающего яркие, порой гротескные декорации и костюмы, смело экспериментирующего с цветом, формой, динамикой; балетмейстера Н. Реутова, умеющего и подчеркнуть особенность пластики каждого актера в заданной ситуации, и создать цельную хореографическую драматическую картину; композиторов Л. Иновлоцкого, А. Розенблата, считающих что музыка - "фантастически сильное" средство влияния на человеческую душу, а не просто фон драматического действия.
Эта "творческая бригада" собирается "под спектакль" и создает обычно нечто феерическое, своеобразное пиршество фантазии, темперамента и иронии. (см., например, поставновки: "Комические игры по поэме А. С. Пушкина "Домик в Коломне", "Сказка Арденнского леса" Ю. Кима, "Королевские игры" Гр. Горина и др.)
Зрительское "Ах! Как это сделано!" при взгляде на сцену - хороший способ привлечения внимания к главной идее. Так, в оформлении первого акта "Сказки Арденнского леса" использовано метров цепей, с помощью которых охарактеризована степень несвободы мира в целом и человеческой души в отдельности, если Оливер Дюбуа (арт. А. Глушков), с ужасом осознавший, что ненавидит собственного брата и готов его убить, оказывается распятым этой страстью "на цепях", то герцог Фредерик (арт. А. Ксенюк), уже расправившийся со своим братом, восседает на этих же цепях, как паук в центре паутины. Грех зависти - источник подлости в поступках человека, а следовательно, причина дисгармонии мира.
Синтез музыки и пластики максимально выявляет творческий потенциал актеров театра: они не только темпераментно, с юмором, азартом играют, но и танцуют, и поют. К примеру, "арии" Кощея Бессмертного (арт. С. Ребрий, "После дождичка в четверг") привлекают зрительские симпатии на его сторону в нарушение сказочного штампа, а "танец" леди Уиндермир ("Веер леди Уиндермир") выражает ее душевные переживания лучше всяких слов (кстати, исполнительница этой рали арт. А. Титова - лауреат премии В. П. Астафьева, а на краевом фестивале 2000 г. ее работа отмечена как "лучшая женская роль").
В постановках А. М. Зыкова много контрастного, гиперболического, одним словом, романтического. Ослепительно-белый торжественный парад литературных героев в "Комических играх..." противопоставлен многоцветью, пестроте, в том числе и стилистической, бытовых сцен; жестокий, несвободный черно-белый мир герцога Фредерика контрастирует с любвеобильным вольным экзотическим царством герцога Фердинанда ("Сказка Арденнского леса") и т.д. Очень часто в центре внимания - исключительная личность по силе характера, воли, по глубине чувства, взятая в исключительных обстоятельствах. Так, трагична история женитьбы английского короля Генриха VIII (засл. арт. России В. Решетников) на Анне Болейн (арт. А. Титова, "Королевские игры"), драматична история любви Антонио (засл. арт. России В. Решетников) и Розалины (арт. А. Титова, "Чума на оба ваши дома") и т.д.
Ведущей оказывается именно тема любви, с которой неизменно связана тема свободы. "Про это" Норильский театр рассказывает на все лады и в разных вариациях: трагикомической ("Королевские игры", "Чума на оба ваши дома" Гр. Горина, "Как Иван Чонкин самолет сторожил" Ю. Кима, "Любоff" М. Шизгала), комической ("Комические игры по поэме А. С. Пушкина "Домик в Коломне"), сказочно-фантастической ("Сказка Арденнского леса", "После дождичка в четверг" Ю. Кима), сентиментально-иронической ("Веер леди Уиндермир" О. Уайльда, "Пока она умирала" Птушкиной), сатирической ("Конкурс" Галина).
Что ж, страстности "горячих северных парней" можно только порадоваться.
И еще одна характерная особенность эстетики - предпочтение слезам - смеха, трагическому - комического, связанное, по-видимому, с принципиальной позицией художественного руководителя театра: "Сегодня все драмы и трагедии происходят за окном. Выстраивать это "окно" на рампе - злоупотребление зрительским вниманием. Люди приходят в театр за праздником, поэтому даже леденящая душу история должна быть рассказана красиво, изящно по форме." Позиция современного романтика! Как не вспомнить в подтверждение слова С. Кьеркегора: "Что такое поэт? Несчасный, переживающий тяжкие муки, которые превращаются на его устах в дивную музыку". "Мелодия" же смеха всегда помогала человеку освободитьс от страха перед жестокой действительностью, преодолеть "злое и черное". Зеркало смеха исправляет недостатки мира, как говорят философы. Может быть, поэтому так внимательно все мы следим за выступлениями сатириков, юмористов. Может быть, поэтому пьесы Гр. Горина, жесткие, остроумные, с хорошо "закрученной" интригой, и Ю. Кима, мягкие, лиричные, с добродушным юмором, подолгу не сходят со сцены в Норильске, поскольку пользуются успехом у зрителей.
Как сказал польский сатирик Ст. Ежи Лец, "углы губ в улыбке пропорциональны степени свободы". Так что снимите напряжение, господа, с Ваших серьезных лиц и приходите на гастрольные спектакли Заполярного театра драмы, где Вас ждут, если выразиться по-хлебниковски:"смешики, смешики"..."смеюнчики, смеюнчики"..."смейево, смейево"...и даже"рассмешищ надсмеяльных - смех умейных смехачей"
На главную страницу раздела
|
|