В театре
Художественный руководитель театра народный артист России Александр Зыков
|
НОРИЛЬСКИЙ ЗАПОЛЯРНЫЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ ВЛ. МАЯКОВСКОГО
История
Лада Шебеко
Эмблемой первого драматического театра за 69-й параллелью был белый медведь, вытянувший шею к радуге северного сияния. "Оно колышется, переливается, точно театральный занавес" (Заполярная правда, 21 мая 1966 г.) Оно - воплощение той удивительной красоты ("Ты вся не отсюда" А. Блок), что заставляет забыть об обыденности. А в "партере" - "замороженная пустыня", как назвал тундру американский журналист Морис Гиндус в военном сорок четвертом году, и горестная, трагическая история города, стоящего не только на вечной мерзлоте, но и на костях Нориллага...
...Почти в каждом из пятнадцати лагерных отделений был свой театр. Это не чудо, а КВЧ (культурно-воспитательная часть) - гордость сталинской политики создания "нового человека". "Крепостными театрами" назвал подобные образования А.И. Солженицын. Статус - полупрофессиональный, а заняты первоклассные мастера из обеих столиц.
По воспоминаниям И.К. Гогуа, удивительными были декорации и костюмы.
Впечатляет свидетельство режиссера Р.В. Варпаховского: во время работы над... оперой "Травиата" Дж. Верди, премьеру которой начальница лаготделения приурочила к... 8 Марта, он выразил тревогу по поводу звучания хора. "Не волнуйтесь, - успокоила его благодетельница-меломан. - Через неделю к нам в полном составе прибудет академическая капелла из Эстонии".
Нет сомнения, арестованные хористы прониклись трагическим пафосом и доставили своим пением истинное эстетическое наслаждение меценатке. Дисциплина в творческих коллективах была отнюдь не "богемная": за малейшую провинность - "на общие работы", т.е. верная смерть. Культорг 4 отделения Григорий Климович рассказал, как новогодний концерт закончился для 27 артистов этим строгим наказанием лишь за то, что выход Деда Мороза сопровождался строчками из поэмы Н.А. Некрасова (кстати, разрешенной для преподавания в сталинских школах):
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои...
Построит дворцы ледяные,
Каких не построит народ...
Полковник Толмачев тогда был крайне возмущен "интеллигентским недомыслием" революционера-демократа XIX века. "Это же неверие в силы народа! Чистейшей воды оппортунизм! Наш народ все построит!"
В самом начале Великой Отечественной войны, благодаря инициативе тогдашнего директора комбината, комиссара госбезопасности А.А. Панюкова и народной артистки СССР В.Н. Пашенной, правительством было принято решение о создании в Норильске профессионального "стационарного" театра. Часть труппы - актеры первого Заполярного театра из Игарки, другая часть - местные "враги народа", для которых переход из зоны за колючей проволокой на волю по соседству, пусть даже всего на несколько часов и под конвоем, - радость, никому из нас неведомая, но, наверное, более высокая, чем обладание самыми почетными наградами. В "личных делах" творческого коллектива - удивительные имена и судьбы: Эда Юрьевна Урусова (принадлежала к древнему княжескому роду, артистка театра им. Ермоловой, обладала великолепным комедийным талантом и "магической притягательностью"); Виталий Дмитриевич Головкин (выпускник Щепкинского училища и Московской консерватории, сын солиста Большого театра, был обвинен в убийстве Зинаиды Райх; в Норильске стал артистом, музыкантом, "завпостом"); Георгий Степанович Жженов, Иннокентий Михайлович Смоктуновский... С Норильским театром связаны судьбы и ярославских артистов - Народного артиста России Николая Кузьмина, актрисы Валентины Шпагиной, художника Александра Левитана.
б ноября 1941 года Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии поднял занавес. С тех пор работал интенсивно. Как вспоминал Г.С. Жженов, "...шутка сказать, за месяц мы готовили одну-две премьеры... 12 - за сезон! Одну роль начинал играть, а уж репетировал следующую... Все потому, что театральной публики хватало на 6-7 спектаклей, больше зрителя не было - изволь что-то новенькое готовить. Приучился работать быстро. В кинематографе мне это сослужило добрую службу". Безусловно, репертуар ярко характеризует направленность, идеологию. А.И. Солженицын, описывая участь музы Талии в Гулаге, полон иронии. Он перечисляет тематику "драмработ":"обслуживание Красного Календаря", "живая газета", "инсценированные агитсуды", "оратория на тему сентябрьского пленума ЦК", "музыкальный скетч "Марш статей Уголовного Кодекса (58 хромая баба Яга)"...
А в Норильске звучало-таки Слово Правды, которое, как гласит народная мудрость, "весь мир перетянет". Представьте афиши на фоне лагерных бараков: "А.Н. Островский "Без вины виноватые"", "М. Горький "На дне"", "К. Симонов "Жди меня""... Искусство, огражденное со всех сторон колючей проволокой, было все-таки глотком свободы, возможностью, хотя бы на мгновение, преобразить мир по законам Истины, Добра и Красоты. "Счастье и сладкая боль сердечная, восторг до слез - вот что такое был для нас Норильский театр в то далекое время", - вспоминают старожилы. С тех пор Заполярный театр драмы прошел славный путь длиною в шестьдесят лет. Неизменный лауреат краевых фестивалей, он отмечен Международным фондом "Партнерство во имя прогресса" - "Золотой Пальмой", как одно из заметных явлений в культурной жизни страны (1989 год) o Его новая эмблема "Аполлон-конькобежец" (автор Михаил Мокров) символизирует активность творческого поиска, бодрость и свежесть чувств, легкость "скольжения" по белу свету (от Магадана до Красноярска и Твери, от Москвы до Санкт-Петербурга, от Вильнюса до Женевы и Лозанны) и стремление подняться над повседневной суетой....А "сладкая боль сердечная" по-прежнему притягивает внимание зрителей: "Когда сопоставляешь еще не истлевшую, не прощенную историю мук и - солнечный, щедрый праздник норильских спектаклей, то поневоле впадаешь в волнение... Быть может, все воздается так - и молитвами в храме, и страстью на сцене. Талант играет материями, неподвластными рассудку".
Полтора десятилетия творческим руководителем театра является заслуженный деятель искусств России Александр Зыков, ученик Анатолия Эфроса и Романа Виктюка. Режиссер активно работает с талантливыми мастерами петербургской и московской школ. Норильский театр - один из лучших в Красноярском крае, неизменный лидер театральных фестивалей. Европейский международный фонд "Партнерство во имя прогресса" наградил Норильский Заполярный театр драмы "Золотой пальмой". За последние годы яркие гастроли прошли в Магадане, Красноярске, Твери, Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Вильнюсе, а также в Женеве и Лозанне.
Новая эмблема театра "Аполлон-конькобежец" символизирует активность творческого поиска, бодрость и свежесть чувств, легкость "скольжения" по белу свету (от Магадана до Красноярска и Твери, от Москвы до Санкт-Петербурга, от Вильнюса до Женевы и Лозанны) и стремление подняться над повседневной суетой....
На главную страницу раздела
|
|