история

спектакли

статьи


ВОЛОГОДСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

История

Г.В.Сизова

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ
ТРАДИЦИИ ВОЛОГОДСКОГО ТЕАТРА

Родившись как подражание западноевропейской придворной затее, русский профессиональный театр сразу же показал себя явлением самобытно русским. В содержании первого спектакля 1672 года имелись намеки на события при дворе русского царя, а в дальнейшем своем развитии русский театр все более широко использовал традиции народной песни, народной драмы, хороводов, приемы скоморохов, ярмарочного деда, традиции петрушечного театра.

Провинциальный театр, ближе стоявший к русским народным театральным традициям, питал живительными соками народности лучшие театры в обеих столицах.

Художественные традиции всякого театра, и Вологодского в том числе, определяются тем драматургическим материалом, который шел на его сцене, и теми актерскими и режиссерскими силами, которые этот материал воплощали.

В жизни русской театральной провинции с самого начала ее существования было известное единство. В России работало несколько антрепренеров, каждый из которых имел 2-3 театра в разных городах. Во всех провинциальных театрах шел приблизительно один и тот же репертуар. Как перелетные птицы, актеры кочевали из одного города в другой в поисках "сезона". Как и в других провинциальных театрах, в Вологде играли великолепные актеры, чьи имена стали гордостью русской сцены. Однако театральная жизнь дореволюционной Вологды имела и свою особенность. Еще с XV века, со времен царствования Ивана III, Вологда была местом царской ссылки. С начала 60-х годов прошлого столетия ссыльные - составляли большую часть зрительного зала Вологодского театра, и часто они задавали тон критике.

Первый спектакль был поставлен в Вологде в 1780 году. Шла "Русалка" - "волшебная опера или балет" на популярный в то время народный сюжет. В ее постановке участвовали артисты Ярославского театра. Но еще и до этого Вологда знала театрализованные представления, правда, совсем другого порядка. Это были представления так называемого школьного, церковного театра, когда в храме по ходу службы инсценировались отдельные места из Священного писания. Вологда, как Москва и Новгород, была одним из первых русских городов, знавших такой театр. В вологодском соборе с XVII века ставили чин "Пещного действа" и чин "Страшного Христова суда".

Первый светский спектакль еще не был началом постоянного театра. А временные театры после этого были явлением нередким. В 1816 году по распоряжению губернатора Винтера был возобновлен театр при гимназии, причем устроен он был "почти роскошно". В его репертуаре были лучшие пьесы того времени, такие, как "Недоросль" Д. И. Фонвизина, "Модная лавка" И. А. Крылова, "Рекрутский набор" Н. И. Ильина. Вологодские зрители были очень привязаны к своему театру, который просуществовал лет шесть. В это же время ставились в Вологде и любительские спектакли.

В 1841 году ярославский артист Н. И. Иванов, один из первых русских театральных предпринимателей, открыл в Вологде театр. В своих "Воспоминаниях антрепренера" Иванов утверждал, что именно он устроил в Вологде первый театр. Это утверждение не было ошибочным, поскольку речь идет о профессиональном театре с регулярным репертуаром, с труппой, а также о театральном "деле", в которое были вложены деньги. В его "Воспоминаниях" имеются и другие сведения. Это рассказ о том, как радушно была встречена в Вологде труппа Иванова, какой заботой был окружен театр. Откупщик В. А. Кокорев предложил Иванову свой громадный вологодский дом, подарил массу полотна для декораций, открыл кредит в различных лавках. Театр получился очень вместительный и "крайне симпатичный". Помещик Брянчанинов безвозмездно передал Иванову свой оркестр, состоявший из дворовых людей. Жители Вологды с нетерпением ждали открытия театра. На первом представлении присутствовала вся знать во главе с губернатором. С каждым спектаклем рос успех, и сборы были прекрасные. Но вскоре лучших артистов труппы забрали в Петербург. Иванов с сожалением оставил Вологду, этот "хлебный уголок", и уехал в Ярославль. Из наиболее талантливых артистов в Вологде остались Романовский и Красовский. Театром занялся Орлеанский, один из лучших артистов ярославской труппы, крепостной князя Урусова. В это время в газете "Вологодские губернские ведомости" появляются первые отзывы о спектаклях, отмечается, что "игра артистов вологодских удовлетворяет по возможности требованиям образованного вкуса". ("Вологодские губернские ведомости", 1842, 6 июня).

Наряду с модными легковесными водевилями шел тогда в Вологде "Гамлет" в переводе Николая Полевого, опера "Волшебный стрелок", пьесы Нестора Кукольника и популярного в то время Полевого. Такой была театральная жизнь в Вологде до 1849 года.

Сохранился документ Вологодской городской канцелярии от 21 июня 1849 года, в котором говорится, что козельский мещанин Борис Соловьев просит дозволения открыть в Вологде вольный театр и отвести для него место. Такое место в 100 кв. сажен было отведено на Гостинодворской улице, напротив удельной конторы (теперь угол ул. Батюшкова и проспекта Победы, напротив педагогического училища), назначена была плата в пользу города - 30 рублей в год, начиная со дня открытия театра, т. е. с 1 ноября 1849 года. Это и есть официальная дата основания Вологодского профессионального театра.

Театральная жизнь в городе забила ключом. В "Вологодских губернских ведомостях" все больше появляется статей об артистах. За первые два месяца существования театр Соловьева дал 66 спектаклей. Были приглашены преимущественно артисты московской сцены. Нередким и желанным гостем был в Вологде в те годы прославленный комик московского Малого театра В. И. Живокини. Его сын играл в Вологодской труппе. Репертуар был очень, пестрым. Шли и музыкальные спектакли, и переделка для сцены "Станционного смотрителя" Пушкина, "Аз и Ферт" Федорова, а позднее и пьесы Островского.

В 1853 году театр был заново отремонтирован, оклеен "прекрасными белыми обоями с золотым бордюром". И хотя существовало мнение, что очень немногие провинциальные театры могут быть поставлены в один ряд с Вологодским, тем не менее высказывалось и сожаление, что полон только раёк, а ложи и кресла почти пустуют ("Вологодские губернские ведомости", 1853, 14 ноября) . Кончилось тем, что в самом конце 1859 года театр на Гостинодворской сгорел средь бела дня.

В течение четырех лет Вологда была без постоянного театрального здания. И хотя в эту пору в Вологде, возможно, в подражание столицам, увлекались музыкальными вечерами - благородными, ученическими, духовными - тем не менее, не пропала и любовь к театру драматическому. Спектакли ставили любители. Имеются основания утверждать, что взаимное влияние всей истории Вологодского театра имело большое значение. О вологодских любительских спектаклях можно прочитать и в "Вологодских губернских ведомостях", и в столичном журнале "Русская сцена". Когда речь шла о спектаклях легковесного репертуара, рецензенты отмечали в игре артистов и вкус, и талант. Но когда вопрос касался, например, "Женитьбы" Гоголя, то, относясь с уважением к пьесе, критика делалась более требовательной к актёрам и более суровой. Это естественно: пустые литературные подделки играть много легче. Однако вологодские любители продолжали расширять серьезный репертуар. В 1864 году они ставили "Горе от ума" и "Свадьбу Кречинского". Как ив других городах, необычные речи Чацкого были встречены в Вологде злобным шиканьем одних и восторженными аплодисментами других. Критик Н. Ф. Бунаков (псевдоним Н... рович) считал хорошим исполнение только роли Софьи любительницей Фрейлебен. Игра остальных исполнителей его не удовлетворила.("Русская сцена", 1864, № 5)

В 1863 году антрепренер Смирнов, бывший скрипач Вологодского театра, привез по первопутку труппу из Рыбинска. Здание было заранее приготовлено на Большой Архангельской улице (теперь ул. Чернышевского). Смирнов имел такие же театры в Рыбинске и Ярославле. Этот известный в те времена театральный предприниматель ставил перед артистами далеко не высокие художественные задачи В его театрах царствовала рутина. Артисты могли выступать в незнакомой пьесе, играть, не зная роли. Не могло быть и речи о едином художественном ансамбле. Каждый актер играл в меру своего таланта и вкуса. Да и в оценке спектаклей со стороны зрителей разноголосица была удивительная. Одни восторженно принимали новый спектакль - "Грозу" Островского, - других "Гроза" возмущала. Плоские и порой грубые куплеты комика Колосова одну часть зрителей потешали, у других вызывали отвращение. В газетах не раз критиковали актера Полторацкого за его штампованный дикий хохот на сцене и звероподобное мотанье головой.

Но были на вологодской сцене и отрадные явления. Именно в эти годы спектакли Вологодского театра смогли поразить и захватить юного Владимира Гиляровского. В 1865 году впервые в жизни четырнадцатилетний Гиляровский попал в театр. Игра актеров Мельникова и Докучаева произвела на него огромное впечатление и заставила полюбить театр. И потом уж всю жизнь этому интереснейшему человеку - бурлаку, актеру, писателю - были близки люди театра.

Своеобразную картину представляло собой вологодское общество в 60-е годы прошлого столетия. В городе было полно ссыльных. Это и участники польского освободительного восстания 1863-1864 годов, и последователи Чернышевского, и народовольцы. Местные жители всех их называли "нигилистами". Среди них находились Петр Лавров - социолог и публицист, - Герман Лопатин - революционер, переводчик Маркса, - Евтихий Карпов - народоволец, драматург - и другие. Многие вологжане-студенты, высланные из других городов "за политику", жили у своих родных в Вологде. Свободомыслие было распространенным явлением. Сам губернатор Хоминский, поляк, покровительствовал ссыльным полякам, а заодно и русским революционерам. Полицмейстеру полковнику Суворову, страстному охотнику и театралу, просто было не до ссыльных.

Вольнолюбивые настроения и; художественный вкус ссыльной молодежи сильно влияли на театр. Именно в эти годы резко меняется характер вологодской газетной критики, Дилетантская критика сменяется принципиальной, профессиональной. Уже в конце 50-х годов на страницах вологодской газеты часто выступает младший учитель гимназии Н. Ф. Бунаков, впоследствии известный русский просветитель, публицист, театральный деятель. Рядом с лабазными ценами на соль, и муку, и свечи, рядом с сообщениями о бракосочетаниях их импера-тореких высочеств, с рецептами от изжоги и чахотки резко выделяются идейно насыщенные статьи Бунакова. В них дается эстетически тонкая, принципиальная оценка творчества Островского и Гоголя, предъявляются серьезные требования к репертуару, к игре артистов.

Все чаще появляются в рецензиях замечания о том, что, хотя нет еще единого художественного ансамбля, но отрадных явлений наблюдается в Вологодском театре все больше. На сцене идут пьесы Островского "Гроза", "Не так живи, как хочется", "Бедность не порок". Актеры Красовские многие годы своей творческой жизни посвятили Вологде, и оба были артистами замечательными. В таланте Красовской рецензенты подчеркивали "народную струну", отмечали ее вдумчивую работу под ролью, изящество и такт в исполнении. Красовский был не только замечательным актером, но и автором очень известной в свое время комедии "Жених из ножевой линии", в которой играли многие лучшие артисты Москвы и Петербурга. С благородной простотой, без аффектации разрабатывал свои роли артист Завидов. Даже Колосов, которого обычно резко критиковали, в репертуаре Островского (Кулигин в "Грозе") играл толково, без балаганных приемов. В начале 70-х годов в вологодской труппе был итальянец Паскуаль Францевич Рамес, танцор и фокусник. Был он человеком предприимчивым и при содействии одного влиятельного вологодского театрала - начальника казенной палаты Коханова - построил новое театральное здание на Парадной площади. Теперь на его месте разросся великолепный сквер им. Кирова. Но еще и сейчас многие вологжане вспоминают этот театр, его белое деревянное здание, украшенное искусной резьбой. В 1932 году театр Рамеса сгорел. Сгорели прекрасные декорации, стильная мебель, пышные старинные костюмы - пожертвования богатых вологодских театралов. Это ветхое, но уютное здание с таким неожиданно нарядным интерьером честно служило городу до последнего своего часа, и пожар уничтожил его почти сразу, едва закончился последний спектакль.

Здание театра на Парадной площади было построено в 1875 году. Первый спектакль дан 19 января. Участвовали в нем, как и в последующих спектаклях, любители. В этот вечер Рамес поставил комедию "Тяжелые дни" и водевиль "Беззаботная". (С. Н. Полянский, Вологодский городской театр. Кадников, 1922).

Оба спектакля имели огромный успех у вологодской знати. Предприятие Рамеса вызвало в Вологде большой интерес. Театр был переполнен, и зрители платили за билеты дороже объявленной стоимости, так как знали, что владелец находится и затруднительном материальном положении. И все же вологжане скоро перестали посещать этот театр. Ложной, неприемлемой для русского провинциального театра, выросшего на народной почве, была сама идея итальянца Рамеса. Он хотел создать театр для знати и из знати. Но жизнь показала, что театр, оторванный от настоящей публики существовать не мог. В Петербурге, при дворе, мог существовать Эрмитажный театр, в котором придворные дамы и кавалеры разыгрывали сцены для самого узкого круга. Там были для этой преходящей забавы экономические, социальные и идеологические условия. В Вологде таких условий не было и быть не могло. Здесь нужен был театр для массового зрителя. А новейшие, выписанные из Франции водевили, которые шли, как писала позднее газета "Вологодский листок", на чистейшем французском языке, такого зрителя привлечь не могли. Вологодский зритель был уже воспитан в другом духе, он знал, что существует репертуар национальный, в котором живут беды и радости русского человека, есть актерское мастерство, которое - не забава, а высокое, благородное искусство.

В Вологде существовал еще старый театр на Большой Архангельской улице. В конце 70-х годов он был приспособлен под цирк, а потом снесен. Но пока он работал, в нем была хорошая труппа с любимцами вологодской публики Бельской и Родоном, первыми талантливыми артистами русской оперетты, которые впоследствии занимали самое видное положение в московском театре Лентовского "Эрмитаж", С. А. Бельская была артисткой "бесспорно блестящего дарования" (О.М. Янковский. Оперетта. М.-Л., Искусство, 1937, с. 289).

Она показала, по мнению критики того времени, в чем опереточная "суть", как надо держаться, петь, говорить, фразировать, "ломаться" в оперетте. В. И. Родон был великолепным комиком. "Он приобретает необычайную популярность в Москве благодаря неистощимому собственному юмору, умению со сцены откликнуться на новейшую злобу дня, преподнести, публике свежие куплеты, навеянные сегодняшней газетой". Возможно, что именно в Вологде овладел Родон своим великолепным мастерством импровизатора. К сожалению, сейчас оказался забытым тот факт, что эти замечательные артисты свой творческий путь начинали в Вологде.

Таким образом, в 1875 году в Вологде имелось два театра на 17 тысяч жителей. Это было излишеством. Рамес прогорел со своими заморскими водевилями. Продав театр и с трудом расплатившись с долгами, он уехал из Вологды. Театр был куплен Кохановым. Но едва уехал в Нижний Новгород Рамес, а с ним и дочь его - балерина, - как у мецената пропал интерес к искусству, и он тоже вскоре уехал. После Коханова театр перешел к Набалову, владельцу имения Ковырино (теперь поселок Октябрьский.) Это был богатый барин, поклонник театра, на который он истратил большую часть своих средств. В 1887 году Набалов передал театр в собственность городу, но от театральных дел не ушел. Он вел труппу и городу платил аренду. Это был типичный антрепренер-помещик, какие сохранились в провинции до самого начала XX века как последний отзвук крепостного театра, этого причудливого явления русской общественной жизни, уничтоженного реформой 1861 года. Много славных имен связано с Вологодским театром. В его труппе в течение нескольких сезонов работала Е. П. Корчагина- Александровская. Неоднократно приезжали с гастролями братья Адельгейм, выступавшие в классическом репертуаре: "Отелло", "Шейлок", "Разбойники". Бывал здесь Мамонт Дальский, создатель замечательных образов Гамлета и Чацкого, супруги Садовские и многие другие. Силой своей эмоциональной игры захватывал зрителей П. Н. Орленев, наиболее яркий дставитель русского провинциального театра предреволюционной поры. Свою творческую жизнь Орленев начал в сезон 1886-1887 гг. в Вологде. А в 1903 году уже известным провинциальным артистом и режиссером он вновь приехал в Вологду. Здесь он показал спектакли "Царь Фёдор Иоаннович", "Братья Карамазовы", "Преступление и наказание". С группой энтузиастов, в числе которых была Корчагина-Александровская, с большим воодушевлением готовил Орленев спектакль "Привидения" по пьесе Г.Ибсена. Но на премьере он сам неудачно сыграл роль Освальда и очень тяжело переживал провал спектакля. Интересно отметить, что именно вологодские политические ссыльные пришли к нему на помощь. В тяжелый для Орленева вечер после неудачного спектакля А. В. Амфитеатров и другие ссыльные не оставили его одного, окружили своей любовью и сделали подарок, часы с надписью: "Светлому Орленеву от вологодских "каторжан". Артист очень дорожил этим подарком и бережно хранил его в своей нелегкой кочевой жизни. Впоследствии роль Освальда была одной из самых интересных в его репертуаре. Выдающееся значение Орленева в развитии русского провинциального театра было отмечено после революции присвоением ему звания народного артиста РСФСР. Кончался XIX век. В театре все больше распространяются революционные настроения, в городе растет стачечное движение. В 1897 году в Москве проходит I съезд сценических деятелей. В 1901 году - II съезд, который был уже шагом к созданию профессионального актерского объединения. В 1906 году был создан Союз сценических деятелей, выработан его устав.

В годы, предшествовавшие первой русской революции, в Вологодской ссылке находился А. В. Луначарский. Театральная жизнь Вологды не раз привлекала его внимание. Луначарский выступал в печати со своими вологодскими театральными впечатлениями. Большой ценитель и знаток театрального искусства, он при этом остается в первую очередь публицистом и революционером. Корреспонденции о театре Луначарский давал в ярославскую газету "Северный край". В частности, в статье "Итоги сезона" ("Северный край", 1903, № 49) он отмечал, что одним из лучших вологодских спектаклей сезона 1902-1903 гг. были горьковские "Мещане". В 1902 году в той же газете Луначарский рассказывал о народном спектакле, который был дан для рабочих винного склада("Северный край, 1902, №312). Здесь он скупо говорит о художественных достоинствах актерской игры, больше о том, как необходимо народу искусство. В то же время он вскрывает ханжескую сущность этого мероприятия: на бесплатном спектакле для рабочих все лучшие мести были заняты вовсе не рабочими, а рабочие, главным образом, молодые работницы, смотрели спектакль из дальнего конца зала, стоя. На эту статью было обращено внимание власть имущих, и из Вологды, так полюбившегося ему "засыпанного снегом городка" где находилась многочисленная колония ссыльных, друзей и товарищей Луначарского по киевским социал-демократическим организациям, - его этапом выслали в Тотьму. (А. В. Луначарский. Воспоминания и впечатления. М., "Советская России", 1968, стр. 78).

С начала 1900-х годов русский театр все больше становится ареной политической борьбы. В Вологде ссыльные имели огромное влияние на учащуюся молодежь. В здании профессионального театра на Парадной площади хранилась и распространялась революционная литература, а внешний балкон использовался учащейся молодежью для революционных выступлений. Особенно активная революционная деятельность развернулась в театральном здании общества "Помощь" (здание нынешнего Вологодского театра). Тогда оно было предназначено для литературных чтений и любительских спектаклей этого общества, иногда проходили здесь спектакли профессионального театра, давались концерты. В 1904-1905 гг. здесь продавалась литература всех политических направлений, создавались партийные кружки, на гектографе печатались прокламации.

Еще в сезон 1899-1900 годов в секретных делах вологодской охранки имелся полный список актеров Вологодского театра. Не удивительно поэтому, что во время маевки в 1906 году черносотенные погромщики разгромили и подожгли именно театральное здание общества "Помощь". Известный советский режиссер Н.В. Петров, который свою театральную жизнь начал в Вологодском театре, очень живо рассказал об этих событиях в своей книге "50 и 500". В ту пору юный Петров ставил в железнодорожных мастерских пьесу Горького "На дне". Тогда многие режиссеры брались ставить этот спектакль. Но одни смещали его в комедийный план, другие - в религиозный. Петров видел "На дне" в Художественном театре в Москве и стремился сделать такой же обличительный спектакль. Ставили в грандиозном депо, на ящиках устроили сцену, на рогожах написали декорации. Участниками спектакля были рабочие, из нерабочих был только сам Петров. Еще и сейчас помнят некоторые вологжане исполнителя роли Сатина - великана и красавца Ивана Андреева. Но первый же спектакль "На дне" был прерван на третьем акте "согласно распоряжению губернатора". Явились полицейские и жандарм, в публике раздались возгласы возмущения, революционные песни, даже выстрелы. На следующий день режиссер и участники спектакля оказались в тюрьме.

В начале 900-х гг. в искусстве усиливаются декадентские течения. В репертуаре процветает обывательщина, пинкертоновщина, тема адюльтера ("Мечта любви" Косоротова, "Змейка" Рыжкова, "Ник Картер" Трефиловых, "Ревность" Арцыбашева.) Общее направление такого репертуара нашло свое отражение и в Вологодском театре. В 1908-1916 годах антрепренером был Вяхирев. Это один из лучших вологодских антрепренеров. Его любили в Вологде, так как в начале своей работы он во многом способствовал утверждению хорошего, классического репертуара, привлекал в театр широкие демократические слои удешевленными спектаклями по воскресеньям. В 1908 и 1909 годах в городе выходила газета "Вологодская жизнь". В отличие от "Вологодских губернских ведомостей" это была газета, выражавшая взгляды явно антиправительственные. В каждом номере "Вологодской жизни" за 1908 год помещались обширные материалы о вологодских спектаклях. Автор рецензий - Л. Д. Теплицкий. В первых же номерах "Вологодской жизни"1) Теплицкий заявляет о тех требованиях, которые он считает необходимым предъявлять к театру: идейный репертуар, благородные актерские приемы, квалифицированная режиссура. Он считает необходимым единство печати и театра. О себе как об авторе Теплицкий говорит, что он уже двадцать лет пишет о театре, о русских и европейских знаменитостях. В его статьях чувствуется профессионализм, вкус, стремление быть доброжелательным и беспристрастным. Он резко отзывается о многих из тех пьес, которые выбрал Вяхирев для сезона: "Обнаженная", "Чертушка", "Будни", "Гонимые". Он считает, что "такой репертуар свидетельствует о неверии г. Вяхирева в вологодскую публику". Но Теплицкий успел уже почувствовать, что публика в Вологде "очень отзывчива на хороший театр", что труппа "безусловно интеллигентна" (Вологодская жизнь, 1908, 25 , 26 сентября, 3 октября).

В последующих статьях Теплицкий дает подробный анализ лучших спектаклей сезона: "Идиот", "Мещане", "Дети Ванюшина", "Смерть Иоанна Грозного", "Дети солнца", "Гроза". В его рецензиях много дельных советов ведущим актерам труппы: Литвинову, Волкову, Англичановой, Даль-Тумановой. И надо думать, замечания и советы Теплицкого заставили наиболее серьезных актеров внимательнее отнестись к содержанию многих образов, к средствам их художественного воплощения. Однако Теплицкому не удалось осуществить "единство печати с театром". Вяхиреву показались необоснованными его требования, и произошел конфликт. В 1909 году рецензий в "Вологодской жизни" уже не было, а вскоре прекратила существование и сама газета. Но эти выступления, конечно, оказали большое влияние и на Вологодский театр, и на вологодских зрителей. В 1916 году Вологда отмечала 40-летний юбилей театра на Парадной площади. Газета "Вологодский листок" добрым словом помянула имена Рамеса и Набалова, напомнила, каких корифеев русского театра принимала вологодская сцена: Савину, Садовских, братьев Адельгейм и многих других.

Печатается по изданию: Вопросы литературы. Ученые записки. Том № 380. Ленинградский государственный ордена Трудового Красного Знамени педагогический институт имени А. И. Герцена. Ленинград. 1969. С. 46-59.


На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры