Здание театра
|
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР КУКОЛ "ШУТ"
История
А начиналось все в 1925 году с Воронежского Государственного университета, где профессор Николай Максимович Беззубцев организовал 'Театр Петрушки', в котором критиковал некоторые стороны институтской жизни. Так в университетских стенах родился новый творческий коллектив. Показывались не только короткие сценки, но даже была поставлена опера Корчмарева 'Букет кукол'. Коллектив рос и развивался, кукловодами были студенты и преподаватели ВГУ. Была поставлена 'Женитьба' Гоголя, сделано несколько концертных программ, составленных из басен Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина 'Как мужик двух генералов прокормил'. Профессионализация этого театра шла параллельно с освоением коллективом классического наследия и разработкой современной кукольной драматургии. Основатель театра, ставший в дальнейшем его режиссером, упоминается сейчас в истории театра кукол наряду с лучшими кукольниками страны. Актеры, стоявшие у истоков театра - Таисия Ивановна Августина, Петр Андреевич Григоров, Федор Иванович Балашов.
Пути-дороги
Из воспоминаний старейшего актера театра Григория Дмитриевича Лесных, заслуженного артиста России, об этом периоде жизни театра: 'Выйдя из стен ВГУ, мы не имели постоянного помещения. Много гастролировали. Куклы и декорации готовили своими руками. Возили все на тележке на себе. Это после войны нам дали ишака, и сами актеры косили для него траву. Спали в деревенских избах на полатях и русских печках. Гонорар был - молоко, домашний хлеб, яйца, овощи. Работали порой полуголодными, спектакль освещался керосиновыми лампами, музыкальное оформление - баян. А когда ночевать было негде, спали на скамейкх и столах в сельсовете. Лишь после осла нам дали полуторку. Но недовольных не было, все были счастливы'.
:: Мы-профессионалы ::
Война застала театр в Борисоглебске на гастролях. На время оккупации Воронежа театр был распущен, а уже в 1944 году показал свой первый послевоенный спектакль 'Цветы мести' А.Преображенского, посвященный борьбе с фашизмом. Этот спектакль, показанный 15 августа 1944 года, стал днем рождения нашего театра как профессионального коллектива. За его исполнение постановлением Наркомата по делам искусств Воронежский театр кукол был включен в сеть государственных театров страны. Условия работы были по-прежнему сложными. Помещение для театра неприспособленное. И все же спектакли ставились и шли. Это были 'Птичье молоко' Г.Тудоровской, В.Литако, 'Снежная королева' Е.Шварца, 'Зеленая лисица' Ю.Страхова, 'Ледяная гора' А.Барто и много других.
:: Путь к становлению ::
Профессионализация послевоенного театра продолжается. Привлекаются специалисты - атеры, режиссеры, бутафоры, худажники. Среди них - Христина Георгиевна Скалдина. Ставили по 4-5 спектаклей в год. 50-60-70-е годы характеризовались тем, что из традиционного театр постепенно становился синтетическим. В спектаклях стали использоваться куклы разных конструкций. Кроме перчаточных и тростевых - планшетные. Наряду с куклой на сцену выходит и артист, который поет, танцует, владеет пантомимой. Лучшие спектакли 60-70-х годов - 'Божественная комедия' И .Штока, 'Военная тайна' А.Гайдара. Более 15 лет работал в театре главный режиссер - заслуженный деятель искусств РСФСР Игорь Лукин. Он один из тех, чей авторитет, настойчивость и целеустремленность привели к тому, что сегодня у нас в городе есть прекрасное здание.
:: Свой дом ::
В 1984 году театр получил свой дом - он переехал в новое, реконструированное специально для него здание. Новый дом - новые заботы, новые возможности, новые надежды.
:: Эпоха возрождения ::
В 1987 году в истории театра начинается качественно новый этап. В театр приглашен режиссер - народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР Валерий Вольховский. С ним в театр пришла новая эстетика, поиски новых, современных решений и, что самое главное, высокохудожественные, глубоко философские, заставляющие серьезно задуматься, спектакли для взрослых:
'Озерный мальчик' П.Вежинова, 'Се Человек' В.Короткого по мотивам произведений Л.Андреева, Д.Ийеша, 'Соловей и император' В.Синакевича, 'Из жизни насемкомых' К. и Й.Чапеков, 'Карьера Артуро Уи которой могла не быть' Б.Брехта, 'Геркулес и Авгиевы конюшни' Ф.Дюрренматта, 'Мертвые души' Н.Гоголя и другие.
Но театр не забывает и юных зрителей. В его репертуаре - по-прежнему много спектаклей для детей: 'Легенда о добром сердце' Л.Лопейска, Г.Крчулова, 'Белоснежка и семь гномов' Д.Устинова, О.Табакова, 'Брысь' В.Гина, В.Зимина, 'Приключения Незнайки' Н.Носова, 'Мой золотой цыпленок' В.Орлова, 'Пиноккио' по мотивам К.Коллоди, 'Краса ненаглядная' Е.Сперанского, 'Левша' Е.Замятина.
Важнейшее условие создания новой эстетики - формирование коллектива единомышленников. В нашем театре он есть. Это главный ходожник театра, лауреат Государственной премии России Елена Луценко, оформившая большинство спектаклей В.Вольховского, художник театра А.Еченин, заслуженные артисты России В.Голованов, В.Чернявский, В.Пухонин, М.Гулямова, Т.Сезоненко, артисты Э.Бунина, М.Филатова, М.Мальцев, А.Фильченко, А.Чувардин, Л.Марчук и другие. Наш театр обладает нескольники главными призами многих международных фестивалей. Нас знают в Болгарии, Польше, Германии, Швейцарии, Венгрии, Чехословакии, Франции (во Франции наш коллектив был много раз). Воронежский театр кукол организовал один из самых престижных фестивалей в России 'Посиделки'. Впервые показанные здесь интересные спектакли получали 'крещение' и в дальнейшем шли по стране и за рубежом с большим успехом.
:: Наш зритель ::
За годы работы театра у нас появился свой зритель - внимательный, вдумчивый, умный и требовательный. Беседы, встречи, конференции дают основание думать, что наш зритель находит общий язык с театром, учится у него, и театр видит в своем доброжелательном и взыскательном зрителе тонкое и чуткое понимание искусства.
|
|