Анна КУЗНЕЦОВА
НЕУВЯДАЕМАЯ МОЛОДОСТЬ "ВЕЧНОГО МУЖА"
Что остаётся после великих режиссёров? Зыбкая память, уходящая вместе с последними свидетелями былых успехов. Упоминание в статьях и книжках. В исключительных случаях - имя на театре, в котором он работал. Театр Станиславского и Немировича-Данченко, Театр Товстоногова, Театр Константинова в Йошкар-Оле, ТЮЗ Киселёва в Саратове.
Подвижник детского театра, отдавший ему более полувека, Юрий Киселёв не поддавался ни на какие модные веяния переименований и настаивал на том, что возглавляемый им театр - именно юного зрителя. Кстати, открытый сразу после революции Саратовский ТЮЗ впервые в мире был создан как специальный детский театр, и в прошлом году ему исполнилось 85 лет.
Нет теперь Юрия Петровича, но есть театр его имени: ТЮЗ Киселёва. Труппу возглавляет ведущий актёр, тоже Юрий Петрович, - Ошеров. Шестнадцать лет сохраняется в репертуаре один из любимых спектаклей Учителя, выдержавший более двухсот представлений, - трагикомедия по Ф.М. Достоевскому "Вечный муж".
Спектакли-долгожители, такие, как "Царь Фёдор Иоаннович" режиссёра Бориса Равенских в Малом театре (ему почти тридцать лет), сейчас большая редкость. Это ведь тоже свойство театрального искусства: спектакли, как люди, стареют, обрастают привычками и мертвеют, а потом умирают. Юрий Киселёв называл театральные спектакли "дворцами из снега, прекрасными, но не долговечными".
В ряду исключений и саратовский "Вечный муж". Но самое главное достоинство спектакля - даже не его почтенный возраст, а неувядаемая молодость.
История по-достоевски странной ненависти-дружбы двух мужчин, любивших одну женщину, Алексея Ивановича Вельчанинова (Григорий Цинман) и Павла Павловича Трусоцкого (Юрий Ошеров), не перестаёт быть трепетной, бередящей душу и продолжает потрясать непредвиденностью. Смерть ребёнка - расплата за грехи взрослых. То, что более ста лет назад волновало Достоевского, ради чего и двадцать лет назад делал свои спектакли Киселёв, сегодня оказалось удивительно актуальным ещё и потому, что актёры играют эту историю как сегодняшнюю, наполняя её плотью и кровью живых страстей.
Одинаково самоотверженно и доподлинно проживают всё происходящее на сцене и главные исполнители, и эпизодические. Спектакль многонаселённый, и каждый, кто появляется хоть на минуту - В. Строганова, Л. Иванникова. Т. Зверева, В. Дунаева, В. Шанина, Д. Сарайкин, - создаёт убедительную картину далёкой, но и близкой жизни. Ибо пока живы люди, они будут любить и страдать, терять и жить новыми надеждами, обманываться и снова верить…
Счастье, что нам в помощь остаётся Достоевский. Что живёт, развивается и продолжает быть одним из лучших детских театров страны Саратовский ТЮЗ. Что выдающийся провинциальный режиссёр Юрий Петрович Киселёв не ушёл в небытие, а живёт в пространстве отечественного детского театра, в своём городе и в своём долгом спектакле "Вечный муж".
Слово "вечный" приобретает в этом случае особое значение.
Издательский дом "Литературная газета", 2004
На главную страницу раздела