Вячеслав ДЬЯКОНОВ
Первенец тюзовского движения
(Как родился саратовский легендарный ТЮЗ)
Шел суровый 1918 год. Октябрьский холодный ветер нещадно трепал маленькую невзрачную саратовскую афишу.
Она гласила: "В пятницу, 4-го октября... открытие бесплатного для детей пролетариата и крестьян Советского драматического школьного театра. Труппою драматических советских артистов представлено будет: "Синяя птица", пьеса в 7 картинах... начало спектакля в 5 часов по новому времени... В антрактах играет оркестр военной музыки"...
Задолго до начала представления возле шикарного здания Очкинского концертного зала, располагавшегося возле "Липок", собралась огромная ребячья толпа. Всем хотелось побывать в этом великолепном новом театре и посмотреть сказочную "Синюю птицу". Очередь росла, ширилась и к 17 часам растянулась до конца квартала, завернула за угол. Наконец заветная дверь отворилась и "волна детей в уровень стульев быстро двинулась к проходу, захватывая и заполняя один за другим стулья боковых рядов, - рассказывает очевидец. - Белые головки детей, обозначенные точками любопытных глаз, плотной каймой унизали ряды стульев и, поворачиваясь вправо и влево, вверх и назад, выискивают и поглощают ненасытным взором то, что до сих пор было для них недоступно".
На сцену поднялся председатель отдела искусств губисполкома Д. Бассалыго. Он поздравил ребят с открытием их специального театра и высказал такие пожелания: "Пусть дети ценят свой театр. Пусть они дорожат им, ибо он пока единственный. Пусть дети, идя в бесплатный театр, помнят, что о них заботятся, и пусть они выносят из театра хорошие, честные мысли". Затем выступил председатель Саратовского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов В. Антонов.
Прозвучала увертюра, медленно раздвинулся занавес и начался спектакль. Дети дровосека в сопровождении сказочных спутников отправились на поиски птицы счастья. "Красочные пятна на сцене, победная, громогласная музыка, заставляющая в ритме двигать ножонками, - все это наполняет несказочным счастьем простые сердца, ничем кроме нужды не искушенные, - замечал присутствовавший на спектакле обозреватель. - Пестрый, полный свежих красок узор сказки гонит куда-то вдаль мысли, и, словно само собой, руки хлопают без устали, хлопают всему тому, что переполнило радостью, настоящей радостью маленькое детское сердце. Театр открывал детям пролетариата новый мир, доселе неведомый".
Так родился в Саратове первенец детского театрального движения - бесплатный драматический школьный театр. Значительные трудности испытали его организаторы при формировании труппы, подготовке детских спектаклей. Ведь ни соответствующего репертуара, ни специально обученных актеров и режиссеров, ни солидной практики постановки детских спектаклей тогда еще не существовало. Поэтому заслуживают особой признательности артисты и постановщики за самоотверженность, дерзновенный поиск, вдохновенный труд, стремление приносить пользу и радость детям и юношеству. Такими первопроходцами были актеры Андрианова, Борисовская, Дмитриева, Долина, Домбровская, Зилова, Казина, Каевская, Купер, Моваловы, Петрова, Потоцкая, Веронская, Пчелкина, Аткарский, Борский, Каюков, Резников, Смирнов, Соколов, Шлычков, режиссеры Фурсов и Немиров.
Вслед за "Синей птицей" Метерлинка в детском театре ставятся "Хижина дяди Тома" по повести Бичер-Стоу, "Скупой" Мольера, гоголевский "Ревизор", "Женитьба Бальзаминова", "Без вины виноватые", "Поздняя любовь" и "Бешеные деньги" А. Островского. "Цена жизни" Немировича-Данченко, "Две сиротки" Дениера, "Нищие духом" Потехина, "За монастырской стеной" Камулетти, "Рабочая слободка" Карпова... Очень скоро перед художественным руководством театра стал серьезный вопрос о репертуаре для детей. Обсуждая его в феврале 1919 года, театральные работники города после продолжительных споров решили в дальнейшем придерживаться классической драматургии и инсценировок "крупных литературных произведений". Следуя этой установке, театр включает в свой репертуар "Потонувший колокол" Гауптмана, "Мещан" М. Горького, "Лес" и "Светит да не греет" А. Островского, а также инсценировки по романам "Принц и нищий" М. Твена и "Дети капитана Гранта" Ж. Верна.
Успешно решалась и проблема подготовки актерских кадров для детского театра. В ноябре 1918 года при театре создается студия, экзамен в которую выдержали 79 ребят, интересовавшихся "сценической наукой" и показавших неплохие способности. Занятия в студии по "выразительному чтению", пластике, пению, декламации, мимике, по русской литературе, истории театра, изучению ролей и пьес, музыке, "искусству будущего" вели артисты саратовских театров и приглашенные педагоги. При студии создаются оркестр народных инструментов и хор, каждую пятницу студийцами показывались дивертисментные концерты.
Театр жил, действовал, развивался. Представления игрались три раза в неделю и начинались в половине шестого. Но ребячья публика за два-три часа до начала спектакля со всего города стекалась сюда и всякий раз штурмом брала вход в помещение. Стоило больших усилий установить надлежащий порядок и разместить всех, заблаговременно запасшихся билетами. Театр наполнялся детским щебетом, удивлением и восторгом. В конце каждого действия зал разражался аплодисментами, а по окончании спектакля бурные рукоплескания, крики и музыка сливались в "единый торжественный гимн".
Дальнейшая судьба Саратовского детского театра, его творческий рост и развитие связаны с Высшими государственными мастерскими театрального искусства (ВГМТИ), открывшимися в Саратове в апреле 1920 года. Старейший участник тюзовского движения Г. Дыбов позже вспоминал: "Сейчас уже, пожалуй, точно не скажешь, когда и кому в голову пришла мысль возродить в Саратове детский театр. Но такой факт в его истории есть. В начале 20-х годов учащиеся ВГМТИ давали (хотя и не каждый день) спектакли для детей. Руководил нами тогда Абрам Матвеевич Роом... В репертуаре были сказки "Прицесса на горошине", "Царевна Несмеяна"... В 1925 году наши спектакли переносятся по праздничным дням в театр имени Чернышевского, где мы играем "Бум и Юла", "Степку-растрепку", "Хижину дяди Тома" и "Волшебную флейту". Все эти спектакли шли в постановке молодого режиссера Льва Федоровича Дашковского.
В 1929 году в связи с отъездом Л. Дашковского снова возник вопрос, быть ли в Саратове детскому театру. Инициаторами его воссоздания выступили студийцы Дома деревенского театра. Было им по 17-20 лет, и были они самоотверженно преданы любимому делу. С утра учились, постигая секреты сценического искусства, а с полудня репетировали и играли спектакли. Своего помещения не было. Выступали всюду: на открытых площадках, в парках, пионерлагерях, школах, клубах, Домах культуры. Вскоре за детским театром утверждается наименование "Саратовский театр юного зрителя", и он становится постоянно функционирующим, а в 1937 году ТЮЗу выделяется одно из лучших по тому времени театральных помещений в городе, в котором он работает и поныне.
1941 военный год прервал творческую жизнь театра. Многие актеры ушли на фронт, и театр был расформирован вместе с рядом других молодежных коллективов страны. Но уже в 1943 году, доказывая последовательность своего отношения к "детской радости", Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР принял решение о восстановлении в Саратове театра юного зрителя. Группа молодых энтузиастов во главе с режиссером Ю. Киселевым берется за осуществление этой задачи. И 20 февраля 1944 года состоялась премьера спектакля "Осада Лейдена" И. Штока - первый шаг того ТЮЗа, который под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Юрия Петровича Киселева более полувека шел в первых рядах тюзовского движения. Какие это были трудные и прекрасные годы! Трудные потому, что и в таком праздничном учреждении, как детский театр, есть горькие неудачи и каждодневный нелегкий труд. Прекрасные потому, что они были наполнены творчеством, давали радость детям, приносили признание и славу театру.
Саратовский ТЮЗ имени Ю. П. Киселева пользуется широкой известностью далеко за пределами нашей области. Он неоднократно выступал в Москве, Ленинграде и других культурных центрах страны, представляя наше искусство на международных фестивалях во Франции, Польше, Югославии, Латвии, назывался лучшим на всероссийских и всесоюзных смотрах юношеских театров. Создатели спектаклей "Алеша Пешков" и "Сказ о времени далеком и близком" удостоены Государственных премий РСФСР и СССР. Слаженная целеустремленная деятельность этого творческого коллектива - результат выработанных здесь гражданских, художественно-этических и организационных принципов, которыми он руководствуется в своей жизни и творчестве. Хочется искренне пожелать саратовскому ТЮЗу и дальше высоко нести знамя российского театрального искусства.
На главную страницу раздела