|
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЮЗ
История
Попытка организации театра для детей была осуществлена зимой
1920 года в Екатеринбурге. Инициатива принадлежала заведующей педотделом
искусств Областного отдела народного образования Р.А.Волгиной. Активное
участия в работе принимали актеры городского драматического театра
Л.И.Франк, И.А.Маевский, старый педагог Н.В.Клементьев, художник
С.Н.Елтышев и группа артистической молодежи.
В ее составе были В.А.Зандберг, ставшая впоследствии актрисой
Ленинградского ТЮЗа, и будущий кинорежиссер Г.А.Александров. За первый год
театр поставил две одноактные пьесы - "Горные духи и мальчик" А.Валенбенг
и "Отчего вечно зелены хвойные деревья" П. Горяева по сказке Ф.Хольбрук. В
балетном дивертисменте участвовали ученицы художественной студии при
Оперном театре, руководимой Давыдовой. Пьеса "Отчего вечно зелены хвойные
деревья" была довольно популярна в те годы, хотя представляла собой
типичный образец той сусальной драматургии, которой питался
дореволюционный детский домашний и школьный театр. Трудно удержаться от
желания привести рецензию А.Блока на эту пьесу, так она красноречива при
всей ее краткости. К тому же мало кто знает, что у А.Блока есть целый ряд
рецензий на детские пьесы, - он и писал их, принимая участие в работе
Репертуарной секции Театрального отдела НКП. "В основании сказки положена
легенда о том, что Мороз запретил Ветру трогать хвою ели, сосны и
можжевельника за то, что они согласились приютить большую птичку, которая
не могла улететь в теплые края. Едва ли это предание, по крайней мере в
такой форме, народно. Отсюда - отсутствие свежести в самом сюжете.
Чувствуется прикосновение цивилизованной руки. Автор пьесы не обнаружил
никаких литературных способностей. Стихи и размеренная проза - характерны
для дилетанта. Словарь беден, как у среднего дачника. Текст пестрит
уменьшительными - обычный прием подделываться под детский говор.
Междометия столь же невыразительны, сколь банальны: для ветра - гу-гу-гу,
для листьев - шу-шу-шу. Действия и ролей нет, и вся пьеса - короче
воробьиного носа (в рукописи всего девять страниц - Л.Ш.), так что делать
с ней решительно нечего". Рецензия датирована 12 сентября 1918 года.
Вряд ли устроители Екатеринбургского детского театра знали мнение Блока о
выбранной ими пьесе, но, если бы и знали, оно могло не оказать влияния.
Было бы нелепо делать на этом основании вывод об ошибках молодого
коллектива, о котором известно только одно: он хотел стать детским
театром, он пытался это сделать в меру своих возможностей и понимания.
Только это мне и хотелось отметить. Что касается отзыва Блока, то пусть он
останется как великолепный образец рецензии, как мнение большого поэта о
том, чего надо избегать в пьесе для детей, и, наконец, просто как
документ, относящийся к истории детского театра.
За недолгое свое существование - всего один сезон - Екатеринбургский театр
успел выпустить еще одну пьесу - инсценировку повести М.Твена "Принц и
нищий", сделанную Г.А.Александровым, в постановке Л.И.Франк. Что говорит
нам историческая справка о Свердловском государственном театре юного
зрителя имени Ленинского комсомола, лауреате премии Ленинского комсомола?
В 1930 году открылся Свердловский театр юного зрителя ("Уральский
рабочий", 30 марта 1930 г.). Задачей театра было художественное воспитание
детей путем постановки драматических спектаклей для детей и подростков. В
составе театра была труппа кукольников, которая позже выделилась в
самостоятельный Свердловский городской кукольный театр. Подчинялся театр
Отделу народного образования Свердловского горисполкома.
До 1950 года название театра не менялось, а изменения в подчиненности
прослежены по учебному пособию Т.П.Коржихиной "История и современная
организация государственных учреждений СССР 1917-1972" (М., 1974 г.) и
отражено в перечне изменений в наименовании фондообразователя и его
подчиненности в хронологическом порядке. Документы вышестоящих организаций
в фонде театра не сохранились и проследить по документам самого театра его
подчинение не удалось.
Структура театра на 1930 - 1936 гг. не выяснена, так как за этот период
сохранились только тексты пьес, поставленных театром. Первый спектакль
театра - "Легавый" Веприцкого ("Уральский рабочий", 30 марта 1930 г.). В
1931 году театр получает первый стационар-помещение клуба "Профинтерн".
Здесь театр открыл сезон спектаклем Шестакова "Ураганный огонь"
("Уральский рабочий" 8 июля 1931г.).
Один из первых художественных руководителей театра - В.Игринев. Он работал
в театре в 1933-1943 годах.
На 1938 год структура театра представлена следующим образом: творческий,
технический и административно-педагогический состав, оркестр. Под
руководством Игринева - засл.арт.РСФСР в театре был посталвен ряд
спектаклей, ставших этапными в жизни театра. Это "Джордано Бруно"
Галицкого, "Плоды просвещения" Льва Толстого, "Горе от ума" Александра
Грибоедова, "Борис Годунов" Александра Пушкина, "Свои люди - сочтемся"
Александра Островского, "Недоросль" Дмитрия Фонвизина, "Ревизор" Николая
Гоголя. В 1931 году театр впервые обратился к творчеству П.П.Бажова,
поставив "Малахитовую шкатулку" (Режиссер Т.Бережной).
В 1937 году режиссером театра стал В.С.Битюцкий (нар.арт.РСФСР, многие
годы возглавлявший Свердловский драматический театр). В.С.Битюцкий ставит
спектакли, которые по духу своему были близки школьникам тех лет:
"Рожденные бурей", Н.Островского и "Как закалялась сталь". В этом
спектакле он сам играет Павку Корчагина. Затем ставит "Белеет парус
одинокий" В.Катаева, "Чапаев" Д.Фурманова. Из классики в то время идет
"Снегурочка" А.Островского, "Принц и нищий" М.Твена, "Кот в сапогах"
Маляревского и др.
В годы Великой Отечественной войны театр развивает патриотическую тему в
своих спектаклях - "Это было зимой" И.Келлера, "Костя - партизан"
Н.Филипова, "Домик на окраине" А.Арбузова и др.
Структура театра на 1949 год представлена следующим образом:
Художественно-руководительский состав: Главный режиссер
Художник-постановщик Литературная часть Музыкальная часть Педагогическая
часть Артистический персонал (артисты) Цеха Административно-руководящий
персонал: Директор Бухгалтерия Главный администратор.
Первое послевоенное десятилетие ведущими режиссерами ТЮЗа были
А.Б.Виленский и С.Н.Силаев. В этот период времени театр ставит много
классики, на сцене идут и спектакли советских драматургов "Юность отцов"
Горбатова, "Два капитана" В.Каверина, "Страницы жизни" В.Розова.
В 1955-1958 гг. главным режиссером театра был В.Мотыль - ныне известный
кинорежиссер. Он ставит спектакли "В добрый час" Розова, "Три мушкетера"
А.Дюма, "Человек ищет счастья" А.Школьника, "Великий волшебник"
В.Губарева. В послевоенные годы театр продолжает традицию тесной связи с
жизненно важными событиями страны. В годы освоения целины ТЮЗ ставит пьесы
"Мы втроем поехали на целину" Н.Погодина, "С новым счастьем" М.Светлова. В
1958 году за большую работу по воспитанию подрастающего поколения в духе
советского патриотизма и высокой гражданственности Свердловскому
государственному театру юного зрителя было присвоено звание "Театр имени
Ленинского комсомола".
В 1955 году структура театра была представлена следующими отделами:
Художественно-руководящий состав: Главный режиссер Художник-постановщик
Литературная часть Музыкальная часть Педагогическая часть
Художественно-творческий состав: Цеха Административно-управленческий
состав: Директор Бухгалтерия Главный администратор.
С 1958-1962 гг. главным режиссером театра был П.Б.Харлип. Им были
поставлены интересные спектакли "Ромео и Джульета" В.Шекспира, "Человек,
который смеется" В.Гюго. За спектакль В.Аксенова "Коллеги" в постановке
П.Б.Харлипа театр был награжден Грамотой Управления культуры Свердловского
облисполкома.
На 1964 году структура театра была представлена следующим образом:
Художественно-руководящий персонал: Режиссер Художник-постановщик
Литературная часть Педагогическая часть Зав. труппой Художественный
персонал (артисты): Цеха Административно-управленческий аппарат: Директор
Бухгалтерия Главный администратор.
К 150-летию со дня рождения Ч.Диккенса режиссер Э.Вин поставил спектакль
"Домби и сын", который пресса очень высоко оценила.
В 1963-1964 гг. главный режиссер театра Р.Н.Соркисян. Он ставит спектакли
"Преступление и наказание" Ф.Достоевского, "Русские люди" К.Симонова,
"Гордячка" Т.Ян.
С 1964-1976 гг. главным режиссером театра был Ю.Е.Жигульский - засл.
деятель искусств РСФСР, позже работавший главным режиссером московского
ТЮЗа. Этот период был для ТЮЗа одним из самых плодотворных.
На главную страницу раздела
|
|