история

статьи


ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЮЗ

История

Попытка организации театра для детей была осуществлена зимой 1920 года в Екатеринбурге. Инициатива принадлежала заведующей педотделом искусств Областного отдела народного образования Р.А.Волгиной. Активное участия в работе принимали актеры городского драматического театра Л.И.Франк, И.А.Маевский, старый педагог Н.В.Клементьев, художник С.Н.Елтышев и группа артистической молодежи.

В ее составе были В.А.Зандберг, ставшая впоследствии актрисой Ленинградского ТЮЗа, и будущий кинорежиссер Г.А.Александров. За первый год театр поставил две одноактные пьесы - "Горные духи и мальчик" А.Валенбенг и "Отчего вечно зелены хвойные деревья" П. Горяева по сказке Ф.Хольбрук. В балетном дивертисменте участвовали ученицы художественной студии при Оперном театре, руководимой Давыдовой. Пьеса "Отчего вечно зелены хвойные деревья" была довольно популярна в те годы, хотя представляла собой типичный образец той сусальной драматургии, которой питался дореволюционный детский домашний и школьный театр. Трудно удержаться от желания привести рецензию А.Блока на эту пьесу, так она красноречива при всей ее краткости. К тому же мало кто знает, что у А.Блока есть целый ряд рецензий на детские пьесы, - он и писал их, принимая участие в работе Репертуарной секции Театрального отдела НКП. "В основании сказки положена легенда о том, что Мороз запретил Ветру трогать хвою ели, сосны и можжевельника за то, что они согласились приютить большую птичку, которая не могла улететь в теплые края. Едва ли это предание, по крайней мере в такой форме, народно. Отсюда - отсутствие свежести в самом сюжете. Чувствуется прикосновение цивилизованной руки. Автор пьесы не обнаружил никаких литературных способностей. Стихи и размеренная проза - характерны для дилетанта. Словарь беден, как у среднего дачника. Текст пестрит уменьшительными - обычный прием подделываться под детский говор.

Междометия столь же невыразительны, сколь банальны: для ветра - гу-гу-гу, для листьев - шу-шу-шу. Действия и ролей нет, и вся пьеса - короче воробьиного носа (в рукописи всего девять страниц - Л.Ш.), так что делать с ней решительно нечего". Рецензия датирована 12 сентября 1918 года. Вряд ли устроители Екатеринбургского детского театра знали мнение Блока о выбранной ими пьесе, но, если бы и знали, оно могло не оказать влияния. Было бы нелепо делать на этом основании вывод об ошибках молодого коллектива, о котором известно только одно: он хотел стать детским театром, он пытался это сделать в меру своих возможностей и понимания. Только это мне и хотелось отметить. Что касается отзыва Блока, то пусть он останется как великолепный образец рецензии, как мнение большого поэта о том, чего надо избегать в пьесе для детей, и, наконец, просто как документ, относящийся к истории детского театра.

За недолгое свое существование - всего один сезон - Екатеринбургский театр успел выпустить еще одну пьесу - инсценировку повести М.Твена "Принц и нищий", сделанную Г.А.Александровым, в постановке Л.И.Франк. Что говорит нам историческая справка о Свердловском государственном театре юного зрителя имени Ленинского комсомола, лауреате премии Ленинского комсомола? В 1930 году открылся Свердловский театр юного зрителя ("Уральский рабочий", 30 марта 1930 г.). Задачей театра было художественное воспитание детей путем постановки драматических спектаклей для детей и подростков. В составе театра была труппа кукольников, которая позже выделилась в самостоятельный Свердловский городской кукольный театр. Подчинялся театр Отделу народного образования Свердловского горисполкома.

До 1950 года название театра не менялось, а изменения в подчиненности прослежены по учебному пособию Т.П.Коржихиной "История и современная организация государственных учреждений СССР 1917-1972" (М., 1974 г.) и отражено в перечне изменений в наименовании фондообразователя и его подчиненности в хронологическом порядке. Документы вышестоящих организаций в фонде театра не сохранились и проследить по документам самого театра его подчинение не удалось.

Структура театра на 1930 - 1936 гг. не выяснена, так как за этот период сохранились только тексты пьес, поставленных театром. Первый спектакль театра - "Легавый" Веприцкого ("Уральский рабочий", 30 марта 1930 г.). В 1931 году театр получает первый стационар-помещение клуба "Профинтерн". Здесь театр открыл сезон спектаклем Шестакова "Ураганный огонь" ("Уральский рабочий" 8 июля 1931г.).

Один из первых художественных руководителей театра - В.Игринев. Он работал в театре в 1933-1943 годах.

На 1938 год структура театра представлена следующим образом: творческий, технический и административно-педагогический состав, оркестр. Под руководством Игринева - засл.арт.РСФСР в театре был посталвен ряд спектаклей, ставших этапными в жизни театра. Это "Джордано Бруно" Галицкого, "Плоды просвещения" Льва Толстого, "Горе от ума" Александра Грибоедова, "Борис Годунов" Александра Пушкина, "Свои люди - сочтемся" Александра Островского, "Недоросль" Дмитрия Фонвизина, "Ревизор" Николая Гоголя. В 1931 году театр впервые обратился к творчеству П.П.Бажова, поставив "Малахитовую шкатулку" (Режиссер Т.Бережной).

В 1937 году режиссером театра стал В.С.Битюцкий (нар.арт.РСФСР, многие годы возглавлявший Свердловский драматический театр). В.С.Битюцкий ставит спектакли, которые по духу своему были близки школьникам тех лет: "Рожденные бурей", Н.Островского и "Как закалялась сталь". В этом спектакле он сам играет Павку Корчагина. Затем ставит "Белеет парус одинокий" В.Катаева, "Чапаев" Д.Фурманова. Из классики в то время идет "Снегурочка" А.Островского, "Принц и нищий" М.Твена, "Кот в сапогах" Маляревского и др.

В годы Великой Отечественной войны театр развивает патриотическую тему в своих спектаклях - "Это было зимой" И.Келлера, "Костя - партизан" Н.Филипова, "Домик на окраине" А.Арбузова и др.

Структура театра на 1949 год представлена следующим образом: Художественно-руководительский состав: Главный режиссер Художник-постановщик Литературная часть Музыкальная часть Педагогическая часть Артистический персонал (артисты) Цеха Административно-руководящий персонал: Директор Бухгалтерия Главный администратор.

Первое послевоенное десятилетие ведущими режиссерами ТЮЗа были А.Б.Виленский и С.Н.Силаев. В этот период времени театр ставит много классики, на сцене идут и спектакли советских драматургов "Юность отцов" Горбатова, "Два капитана" В.Каверина, "Страницы жизни" В.Розова. В 1955-1958 гг. главным режиссером театра был В.Мотыль - ныне известный кинорежиссер. Он ставит спектакли "В добрый час" Розова, "Три мушкетера" А.Дюма, "Человек ищет счастья" А.Школьника, "Великий волшебник" В.Губарева. В послевоенные годы театр продолжает традицию тесной связи с жизненно важными событиями страны. В годы освоения целины ТЮЗ ставит пьесы "Мы втроем поехали на целину" Н.Погодина, "С новым счастьем" М.Светлова. В 1958 году за большую работу по воспитанию подрастающего поколения в духе советского патриотизма и высокой гражданственности Свердловскому государственному театру юного зрителя было присвоено звание "Театр имени Ленинского комсомола".

В 1955 году структура театра была представлена следующими отделами: Художественно-руководящий состав: Главный режиссер Художник-постановщик Литературная часть Музыкальная часть Педагогическая часть Художественно-творческий состав: Цеха Административно-управленческий состав: Директор Бухгалтерия Главный администратор.

С 1958-1962 гг. главным режиссером театра был П.Б.Харлип. Им были поставлены интересные спектакли "Ромео и Джульета" В.Шекспира, "Человек, который смеется" В.Гюго. За спектакль В.Аксенова "Коллеги" в постановке П.Б.Харлипа театр был награжден Грамотой Управления культуры Свердловского облисполкома.

На 1964 году структура театра была представлена следующим образом: Художественно-руководящий персонал: Режиссер Художник-постановщик Литературная часть Педагогическая часть Зав. труппой Художественный персонал (артисты): Цеха Административно-управленческий аппарат: Директор Бухгалтерия Главный администратор.

К 150-летию со дня рождения Ч.Диккенса режиссер Э.Вин поставил спектакль "Домби и сын", который пресса очень высоко оценила.

В 1963-1964 гг. главный режиссер театра Р.Н.Соркисян. Он ставит спектакли "Преступление и наказание" Ф.Достоевского, "Русские люди" К.Симонова, "Гордячка" Т.Ян.

С 1964-1976 гг. главным режиссером театра был Ю.Е.Жигульский - засл. деятель искусств РСФСР, позже работавший главным режиссером московского ТЮЗа. Этот период был для ТЮЗа одним из самых плодотворных.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры