Маргарита СОЛОДКАЯ
Театр появился сначала на страницах документов городского Совета народных депутатов осенью 1991 года.
Начальный этап жизни Молодежного театра - это девять спектаклей разных жанров за четыре года. Спектакль-игра, спектакль-концерт, спектакль-сказка соседствовали здесь с пьесами Ж.Б.Мольера ("Две Комедии для Версаля"), У.Гибсона ("Тряпичная Кукла"), А.Арбузова ("Мой Бедный Марат"), Е.Замятина ("Блоха"), Ф.Шиллера ("Коварство и Любовь").
Театру удалось благополучно пережить период "бездомного детства", когда приходилось арендовать сцены уцелевших в перестройке дворцов культуры. В 1994 году спектакль "Дела Давно Минувших Дней" получил на краевом конкурсе приз "За лучший актерский ансамбль", и городские власти, наконец, определились с помещением для театра, отдав под него здание бывшего кинотеатра "Смена", в самом центре города.
По замыслу руководителей Творческого Объединения "Премьера" была создана необычная театральная площадка, ни на что не похожая в сравнении с традиционными представлениями: сюда привезли особые разборные кресла, которые позволяют выстраивать новый оригинальный зрительный зал для каждого спектакля. Постановщик, располагая элементы декораций, может свободно пользоваться всем пространством помещения.
Зрительских мест в зале ровно столько, сколько нужно для того, чтобы все увидеть, чтобы услышать живой, без усилителей, голос артиста и почувствовать причастность к происходящему в двух шагах от себя.
Открытие нового здания состоялось 19 октября 1996 года.
Труппу возглавил Владимир Рогульченко, работавший до Краснодара и в провинциальных, и в столичных, и в зарубежных театрах как актер и режиссер. Первый после вселения в новое здание спектакль по роману А.Дюма "Молодость Людовика XIV" стал настоящим потрясением для присутствующих. Молодые артисты, находясь практически в окружении зрителей, играли так, словно в королевских покоях, кроме собеседников, никого не было. Подлинные страсти бушевали на расстоянии вытянутой руки, и настоящие слезы страдающих средневековых красавиц вызывали ответное переживание зала.
Сразу же запомнились имена артистов: Эдуарда Гумерова, Ольги Гуськовой, Людмилы Дорошевой, Светланы Кухарь.
Режиссер Владимир Рогульченко, ярко заявивший о себе в первой постановке, вскоре осуществил интересный замысел проведения "Театральных уроков". Это были своеобразные театральные композиции по лирике Федора Тютчева - "Прощальный Свет", и по роману А.С.Пушкина - "Евгений Онегин"...
Совершенно особенной, удивительной для бывалых любителей театра стала постановка к 200-летию А.С.Пушкина драматической фантазии "Attendez!..", по мотивам повести "Пиковая Дама". Зрелище превзошло все ожидания. Сказочные костюмы, пластические находки и блестящее использование театральных условностей создавали неповторимую атмосферу, в которой существовали и действовали персонажи жестокой игры Судьбы с человеческими жизнями... Конечно, сложная стилистика спектакля требует не потребительского, а творческого отношения к происходящему на сцене, но даже простодушный не мог не отметить загадочной красоты этого спектакля.
В Молодежном часто работают известные приглашенные режиссеры:
Народный артист России Павел Хомский поставил два разноплановых спектакля: музыкальную сказку "Шиворот-навыворот" Ю.Энтина и Г.Гладкова и философскую пьесу-притчу "Тень" Евгения Шварца.
Дважды работал с труппой режиссер Воронежского камерного театра Михаил Бычков. Он осуществил постановку собственной инсценировки повести Дж.Сэлинджера "Над Пропастью во Ржи", в которой рассказывается о психологически сложном, переломном периоде в жизни американского подростка. Видимо, театр угадал ответную зрительскую реакцию, и спектакль стал очень популярным. Вторая работа Михаила Бычкова - пьеса Карло Гольдони "Кьоджинские Перепалки".
Московский режиссер Адольф Шапиро в 1999 году осуществил постановку спектакля "Датская История" по мотивам сказки о Гадком утенке Г.Х.Андерсена. Это любимая всеми зрителями пьеса, так как она сочетает в себе разные грани человеческого опыта. Дети видят, как несправедливо обижают слабого и как забавно люди изображают птиц. А взрослые, отмечая подлинное мастерство игры актеров, замечают в происходящем на сцене далеко не детские проблемы...
Вторым спектаклем Адольфа Шапиро стала постановка всемирно известного мюзикла "Вестсайдская История" Леонарда Бернстайна. В этом грандиозном шоу для большой сцены при участии 250 человек (балет, симфонический оркестр) все драматические роли исполняли артисты Молодежного театра, которым пришлось около года серьезно овладевать вокальным и танцевальным искусством. Чрезвычайно сложная постановка открыла новые грани таланта молодых артистов, стала для них замечательной школой, дала редкий опыт существования на сцене, когда музыка, пластика, световые и цветовые эффекты органически переплетаются с экспрессией переживания человеческих страстей.
2001 год запомнился осуществлением сложной постановки по роману "Преступление и Наказание" Ф.М.Достоевского. Спектакль "Убивец" в постановке В.Рогульченко вышел к открытию юбилейного, десятого сезона. Для недавно влившихся в творческий коллектив выпускников ведущих театральных вузов представилась тогда прекрасная возможность показать свои силы.
В июне 2002 года, под занавес сезона, состоялась премьера очередного спектакля в постановке Рогульченко - "Сцены в доме Бессеменова" по пьесе Горького "Мещане". Отбросив все революционно-идеологические мотивы пьесы, режиссер сделал спектакль о бесконечной драме человеческих отношений, о конфликте и вечном непонимании отцов и детей. Домом для семейства Бессеменовых стал железнодорожный вагон, воссозданный на сцене в натуральную величину. Вагон стал метафорой узкого и тесного мира, где и двух шагов невозможно пройти, не натолкнувшись на стену или на людей.
Начало театрального сезона 2003 года Молодежный театр отпраздновал премьерой пьесы Славомира Мрожека "Портной" в постановке московского режиссера Владимира Мирзоева. Показ спектакля труппой Молодежного театра стал дебютом "Портного" на отечественной сцене.
2004 год. Рогульченко остается верен себе и вновь выбирает для постановки классику. Над Чеховым в труппе размышляли давно, однако решили взяться за него лишь теперь. Как говорится, "доросли". Выбор пал на повесть Чехова "Дуэль". Премьера состоялась в январе и совпала с днем рождения писателя и столетием со дня первой постановки "Вишневого сада". Чеховская "Дуэль" обозначена Рогульченко как "театральная иллюзия поэтической реальности". Перед зрителем предстает целый ряд театральных метафор, сменяющих одна другую иллюзий. Метафора - сама дуэль, символ духовного поединка героев, противостояния характеров и судеб...
Театр - живой организм. В нем, конечно, происходят непредвиденные, но неизбежные процессы. Иногда актеры пускаются на поиски славы, своим уходом оставляя брешь в популярном спектакле. И тогда тяжелейший груз ответственности, незаметный для зрителя, ложится на плечи другого актера, которого приходится срочно готовить к вводу.
Была в театре и трагическая потеря. Несколько лет назад не стало незабываемого Людовика XIV - Эдуарда Гумерова...
Сегодня в труппе театра работают 25 профессионально подготовленных актеров и актрис. Почти все они еще очень молоды. Их творческая и человеческая жизнь только берет разбег. Недавно образовались первые актерские семьи. Пусть солнечный Краснодар и сцена Молодежного театра дадут им силы как можно полнее реализовать себя в профессии артиста, которая всегда будет требовать от них большего, чем просто качественно исполненная работа.
Маргарита СОЛОДКАЯ
доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств
На главную страницу раздела