история

спектакли


Владимир Кузьмин


НОВОСИБИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР "ГЛОБУС"

История

Екатерина ВАСЕНИНА

ТЕАТР ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В 1929 году пионеры Западной Сибири написали властям письмо с просьбой организовать для них театр. Письмо дошло до адресата: на общем собрании Ленинградского ТЮЗа легендарный детский режиссер и педагог Александр Брянцев бросил клич: кто хочет поехать добровольцем в Сибирь организовывать новый детский театр?

Уже 4 апреля 1930 года в Новосибирск прибыли пять добровольцев на строительство краевого западно-сибирского ТЮЗа: Николай Михайлов, Елена Агаронова, Виктор Стратилатов, Николай Мокшанов, Елена Воронкова. Молодые "работники искусства", как они сами себя называли, были в восторге от того, что они вместе со всем народом включаются в социалистическое строительство Сибири. Их запала хватило и на получение первого здания театра в клубе "Юные ленинцы" (теперь это киноцентр "Пионер"), и на создание труппы, и на оргработу, и на формирование репертуара для будущих строителей коммунизма.

В 30-х годах Новосибирск, как всякий другой советский город того времени, был полон беспризорниками. Их собирали по котлам и приводили в театр. В антракте с ними вела работу педагогическая часть театра… На время войны новосибирские тюзовцы уступили здание театра и квартиры эвакуированному из Ленинграда Новому ТЮЗу Бориса Зона, а сами уехали в небольшой шахтерский городок Анжеро-Судженск. В период эвакуации в Новосибирске также находились Академический театр драмы имени Пушкина (Александринка), Третьяковская галерея (ее архивы хранились в Театре оперы и балета) и Ленинградский театральный институт, который сделал в Новосибирске специальный набор из тех, кто, отучившись, вернется домой. Среди них - ставшие настоящими звездами артисты Виктор Орлов, Анатолий Мовчан, Нина Мамаева, режиссер Владимир Кузьмин, а также актриса Анастасия Гаршина, легенда сегодняшнего "Глобуса". В городе тюзовцев любили за сочетание буден и алых парусов. Но сами актеры тихонько грустили о режиссере, который вывел бы их на просторы "взрослой" мировой драматургии. И такой режиссер пришел - Владимир Кузьмин. Его время называют "золотым веком" (позднее, на рубеже 70-80-х, Владимир Кузьмин возглавил Волковский театр). Вчерашние котофеи иванычи и снежные королевы сыграли Вершинина и Аркадину, Тристана и Изольду, Ромео и Джульетту. Лед тронулся! Анастасия Гаршина в роли Марии Стюарт глядит с фотографии чистой Элизабет Тейлор. Элемент сказки (волшебный клубок ниток, добрый волшебник) перекочевал из репертуара в жизнь.

Здесь никогда не заставляли зрителя сидеть навытяжку, пока автор устами актеров читает "деткам" мораль. Не понимали смысла обидного слова "тюзятина". Не считали детский театр чем-то второсортным. Тут ставили и ставят самые лучшие и известные режиссеры (сегодня - Вениамин Фильштинский, Валерий Фокин, Дмитрий Черняков. В новом сезоне - Нина Чусова и Роман Козак…). Оздоровила и наладила внутренние механизмы театра Мария Ревякина, директор "Глобуса" с 1987 по 2001-й, директор МХАТ имени Чехова с 2001 по 2004-й, теперь - генеральный директор ассоциации "Золотой маски". Одна из первых в стране установила в театре компьютеры, ввела электронные билетно-кассовые аппараты, привычку закупать новое световое оборудование по мере необходимости. Проблему грядущей театральной реформы решает ее преемница, новый директор "Глобуса" Татьяна Людмилина.

Людей, всю жизнь игравших павликов морозовых, котов в сапогах, волшебные пузырьки, Кая и Герду в новое время отчего-то не убило фугасом перемен. Распад затронул их меньше. Почему? ТЮЗ уберег их. Не заставил, как батальон модных актеров, глядящих на нас с обложек журналов, стать пустыми гуттаперчевыми сосудами, готовыми наполниться любым содержанием.

Поразительно, насколько неблагодарны законодатели моды унисекс. Откуда все эти гольфики, шортики, яркие резиночки для волос, кофты-распашонки, розовые очки детства, вся жизнь в стиле Твигги и Пеппи Длинныйчулок? Ясно же - родом из ТЮЗа. Только мода на инфантилизм по пути в мир гламура была безжалостно исковеркана и вывернута "мехом внутрь": тюзовские герои, в отличие от нынешних обитателей офисов и кофеен, жеманно изображающих вечнозеленую джинсовую юность, всегда несли ответственность на свои поступки, сколько бы лет им ни было.

И потому новосибирский "Глобус", как сотни других молодежных и детских театров, остается театром особого назначения.

21.04.2005 (Novaya Gazeta.ru)

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры