ЧЕРДАК
по пьесе М.Горького "На дне"
Наталия СЕРГЕЕВА
У Максима Горького "На дне",
или У Бориса Гранатова на "Чердаке"
В Театре для детей и молодежи премьера спектакля "Чердак", в основе которого классическая пьеса Максима Горького "На дне".
Художественный руководитель театра, постановщик спектакля Борис Гранатов рассказывает:
- Я знаю и люблю пьесу Горького "На дне" с детства. Мне было семь-восемь лет, когда мой отец поставил ее в народном театре. Потом в моем родном Киеве ее ставили ученик Мейерхольда Л. Варпаховский и художник Д.Боровский. Их работа стала моим первым спектаклем, где я "выступил" в качестве ученика гримера. В 16 лет именно на этом спектакле я разносил усы и бороды артистам.
Действие пьесы "Чердак" в Театре для детей и молодежи перенесено в сегодняшний день. Костюмы набирали из подбора или из дома. Несли собственные старые вещи. Пьеса Горького, которая раньше шла четыре часа, сокращена. Режиссерский карандаш убрал из нее фразы, мысли, тексты, что явно возвращают в начало века.
Состояние российского общества в 1902 году отличается от того, что происходит сегодня у нас. Хотя есть и много сходного. Люди в наше время оказались в таких же ситуациях, как в пьесе Горького. У нас есть бомжи, проститутки, воры, убийцы, мафия, как это было и при советской власти, хоть тогда и считалось, что всего этого нет.
Эти персонажи собрались под крышей одного дома, что и подсказало образ - они живут на чердаке. Отсюда название спектакля. Когда внимательно читаешь пьесу Горького, обнаруживаешь, что все персонажи имеют клички: "Клещ", "Квашня", "Барон", "Актер", и возникает вопрос: почему Сатин? Это же не фамилия. Нет такой русской фамилии. А надо просто перенести ударение "Сатиўн" - и получится кличка: материя, кусок тряпки. Это для меня принципиально.
Если говорить о главных героях, то вечное противопоставление Луки и Сатина совершенно ошибочно. Мысль, что Сатин - носитель возвышенных идеалов, а Лука - утешитель и вредный персонаж, неверна, хотя именно так эти фигуры трактовали в 30-е, 40-е, 50-е годы. Так, наверное, объясняют их и в сегодняшней школе.
А если внимательно почитать пьесу, то окажется, что ни в одном акте Сатин не бывает трезвый. С его слов узнаем, что он убийца, отсидевший в тюрьме, зарабатывает на жизнь игрой в карты. Он профессиональный карточный шулер. Пройдя по ходу пьесы от первого акта до последнего, прожив часть жизни около Луки, испытав на себе его влияние, он и приходит к мысли, что человек должен оставаться человеком, а не превращаться в животное.
А Лука не убогонький старикашка, а истинно верующий православный человек, странник. Кого сегодня можно назвать странником? Бомжа, путешествующего автостопом, побывавшего у геологов или на кавказской войне. Он исколесил всю страну согласно своей философии, а не потому, что ему жить негде. Он утешает людей, пытается им помочь. Что плохого в том, что алкоголику-актеру он говорит: "Ищи лечебницу, переставай пить!" Подсказал человеку путь, остальное - дело самого человека. Хватит воли сделать или нет. У Актера не хватило, и он повесился.
Во имя чего поставлена эта пьеса? Везде люди, а сострадание не самое плохое человеческое качество. Если нам удалось вызвать сострадание к этим обездоленным людям, то можно считать, что наша задача выполнена.
Над спектаклем "Чердак" работали художники Ольга Резниченко и Степан Зограбян, лауреаты национальной театральной премии "Золотая маска", заслуженный арист России А.Павельев (Барон), В.Бобров (Костылев), А.Петрик (Васса), В.Теплов (Сатин), А.Межов (Странник), Э.Аблаватский (Пепел), Е.Авдеенко (Наташа), Н.Исаева (Настя), О.Емельянов и П.Полушкин (Актер).