
актриса Татьяна Епифанцева
|
КРАСНОДАРСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР
Спектакли
МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ
В муниципальном молодежном театре с успехом прошла премьера спектакля "Месяц в деревне", поставленного режиссером театра Владимиром Рогульченко по мотивам пьесы Ивана Тургенева.
- В репертуаре каждого театра, на мой взгляд, должна быть классика, - говорил Владимир Дмитриевич на пресс-конференции перед премьерой, - название пьесы имеет горько-иронический смысл. Он соотносится с одним из устойчивых мотивов в тургеневском творчестве - с мыслью о непрочности человеческого счастья. Работа над пьесой "Месяц в деревне" для творческого состава нашего театра стала экспериментом над собственным опытом.
...Входящий в зал зритель видит идиллическую картинку: мирная жизнь в доме богатого помещика Ислаева. Неторопливые разговоры, праздное времяпрепровождение героев на фоне милого сельского пейзажа за окнами дома... Ничего не происходит.
В "Месяце в деревне" нет героев, наделенных роковыми страстями, однако любовный конфликт, может быть, слишком слабый по эмоциональному наполнению, составляет сюжетную основу и дает определенный урок жизни, "выправки духа".
Драматургия Тургенева начинает звучать тогда, когда люди устают от "бури и натиска", от бесконечного раздражения и громких ниспровержений, когда в нервозности недавнего театрального прошлого появляется тоска по "эпическому покою" и красоте.
Возникшая и развивающаяся из ничего любовная и психологическая драма ломает прежний устоявшийся порядок жизни в имении Ислаевых. Все герои пьесы неожиданно вовлечены в любовный конфликт. Каждый по-своему смотрит на мир и окружающее. Любовь, прокравшаяся в их души и призванная созидать, напротив, разрушает.
Героев эта мысль, как кажется, не тяготит. Ислаев слишком занят хозяйством и предпочитает не задумываться о происходящем в доме. Наталья Петровна, жена его, увлекшись учителем сына, не успевает заметить, как ранит сердца близких ей людей.
Любовь слепа, эгоистична и в некоторой степени иллюзорна. О, эти иллюзии, которые мы сами себе придумываем, а когда они растворяются в дьявольском мраке ночи, сокрушаемся об их недолговечности.
Воспитанница Натальи Петровны Верочка (позже покровительница станет не сестрой и даже не матерью, а соперницей) живет в своем заоблачном мире. Ее первая любовь беспощадно разрушится в финале.
Влюблен и друг дома Ракитин. В Наталью Петровну. Он, человек большого благородства, не обременяет никого изъявлением своих чувств. И все же он сидит на краю чужого гнезда, и возмущенное спокойствие в доме - в том числе и его рук дело. Здесь, как кажется, тоскует сам Тургенев.
Поражает и подкупает предельная откровенность героев друг с другом. Когда Аркадий Сергеевич, оторвавшись на время от забот, попытается разобраться в происходящем в доме, спросив у Ракитина, любит ли тот его жену "такой любовью, в которой мужу сознаться трудно", получит утвердительный ответ. А между тем Ракитин - человек достойный. Предложение Ислаева дать Наталье Петровне "волю" он проигнорирует. Странный любовный многоугольник разрешится просто - честные, добрые, прекрасные, но лишние в доме люди уедут. Они будут искать счастья в других краях. И пусть свершиться ничему не дано. Остаются надежда и снова иллюзии.
Спектакль учит чувствовать, думать, верить. Верить в то, что все еще будет, потому что ТАК НАДО, а иначе не может быть. Спектакль нужен, особенно сейчас, когда люди утратили способность к благородству. А может, просто не имеют на это возможностей. Спектакль далек от всего того, что кричит, бурлит и разливается за окном.
Вы выйдете из театра, полные, как и я, пылких и радужных надежд, которым не суждено сбыться. Надеваете темные очки - и горести ваши отступают. И возводятся вокруг стены, крепкие и необоримые. И увядающий танец вашей надежды незрим под покровом мертвого воздуха... Но не снимайте очки. Вы же не хотите, чтобы мир был посвящен в вашу жизнь, в вашу мечту...
На главную страницу раздела
|
|